Представляем маршруты по Приэльбрусью, восхождение на Эльбрус, теоретическую информацию
ПРИЭЛЬБРУСЬЕ   ЖДЁТ   ВАС!      НЕ   УПУСКАЙТЕ   СВОЙ   ШАНС!
  • Горная болезнь. История изучения
  • ОРОГРАФИЧЕСКАЯ СХЕМА БОЛЬШОГО КАВКАЗА Стр. 1
  • В ЧЕСТЬ ВЕЛИКОГО СТАЛИНА Стр. 6
  • Имени любимого вождя - Георгий Гулиа Стр. 2
  • АЛЬПИНИСТСКИЕ ИТОГИ 1949 ГОДА Стр. 4
  • АЛЬПИНИСТСКИЕ ИТОГИ 1949 ГОДА Стр. 2
  • Траверс Кара-каи
  • Ложь и вероломство — традиционное оружие дипломатии германского империализма
  • Сельское поселение Тегенекли – родина советского туризма и альпинизма
  • Ледник Терскол
  • «    Ноябрь 2017    »
    ПнВтСрЧтПтСбВс
     12345
    6789101112
    13141516171819
    20212223242526
    27282930 

    Гигиена массового спорта. Глава VI. Гигиена физического воспитания детей и подростков. Возрастные особенности детей и подростков. Немного теории / Гигиена массового спорта

    Коммунистическая партия и Советское государство постоянно проявляют заботу об охране и укреплении здоровья молодежи. В Конституции СССР подчеркивается необходимость особой заботы о здоровье подрастающего поколения. Программа укрепления здоровья подрастающего поколения реализуется в нашей стране путем проведения широких социально–гигиенических и оздоровительных мероприятий, среди которых видное место принадлежит физической культуре и спорту. Физкультурные работники должны умело использовать различные гигиенические навыки в процессе физического воспитания молодежи. Такая работа должна осуществляться в тесном контакте с педагогическим коллективом и медицинским персоналом школы.

    ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ

    Физическое воспитание подрастающего поколения должно осуществляться с учетом возрастных особенностей детей и подростков.

    В педагогике школьный возраст принято разделять на: младший – 7–10 лет, подростковый – 11–14 лет и юношеский – 15–17 лет. Указанные возрастные периоды характеризуются определенными особенностями. Для практической работы учителю физической культуры важно знать о возрастных изменениях опорно-двигательного аппарата, сердечно–сосудистой и дыхательной систем, а также деятельности центральной нервной системы у детей различного возраста.

    Дети и подростки непрерывно растут и развиваются. Одним из важных отличий детского организма от взрослого является высокая интенсивность обменных процессов. При этом процессы ассимиляции преобладают над процессами диссимиляции.

    Наибольшее увеличение роста и веса тела у детей происходит на первом году жизни и в период полового созревания (13–14 лет). В каждом возрасте наблюдаются определенные изменения показателей роста, веса, объема грудной клетки и т. п. Поэтому необходимо регулярно проводить антропометрические измерения школьников, что даст возможность судить о динамике их физического развития.

    Костная система детей имеет ряд особенностей. Костный аппарат сравнительно легко подвергается искривлениям при длительных напряжениях и неправильных положениях тела. Так, тазовые кости начинают срастаться только к 7 годам, при резких сотрясениях возможно их смещение. Сращение тазовых костей завершается к 17–18 годам. Окостенение позвоночника завершается лишь к 18–25 годам.

    Важное значение имеют особенности развития мышечной системы детей. С возрастом объем, структура, химический состав и функции мышц изменяются. С 6–7 до 13–14 лет активно совершенствуются мышечная система и двигательные функции. Наряду с ростом мышечной массы происходит интенсивное формирование психофизиологических функций, связанных с быстротой и точностью движений, укрепление связок. И все–таки работоспособность мышц остается относительно низкой, поэтому дети быстро утомляются, особенно при поддержании статических напряжений или при повторных однообразных движениях.

    Работоспособность детей и подростков, а также приспособляемость их к физическим нагрузкам в значительной степени определяются состоянием сердечно–сосудистой и дыхательной систем. Минутный объем крови с возрастом увеличивается, а величина минутного объема на 1 кг веса тела уменьшается. Величина минутного объема крови у детей и подростков в отличие от взрослых обеспечивается в основном за счет частоты сердечных сокращений.

    Возрастные особенности детей и подростков обусловливают относительно более низкие функциональные резервы сердечно–сосудистой системы по сравнению со взрослыми. Поэтому при занятиях физическими упражнениями и спортом необходимо строго дозировать нагрузки и увеличивать их постепенно.

    Дыхательная система детей и подростков развивается и совершенствуется, отличаясь высокой лабильностью. Жизненная емкость легких с возрастом постепенно увеличивается.

    Несовершенство сердечно–сосудистой и дыхательной систем приводит к тому, что у детей и подростков наблюдается относительно невысокий коэффициент полезного действия. Это объясняется тем, что помимо выполнения физических нагрузок большое количество энергии затрачивается детским организмом на пластические процессы, а также интенсивную деятельность сердца и дыхательных мышц. Поэтому возможности длительного выполнения детьми интенсивных нагрузок в значительной степени ограничены.

    Детский организм растет и развивается при постоянном взаимодействии с окружающей средой и регулирующем влиянии центральной нервной системы. У детей 8–10–летнего возраста отмечается высокая подвижность нервных процессов. При этом наблюдается преобладание возбудительных процессов над тормозными со значительной иррадиацией возбуждения. Неуравновешенность возбудительно-тормозных процессов центральной нервной системы вызывает сравнительно быструю утомляемость, повышенную возбудимость, кратковременность концентрации внимания. В этом возрасте у детей хорошо развиты имитационные способности. Эти особенности следует широко использовать при работе с юными спортсменами.

    В 9–12 лет возрастает сила тормозных процессов, расширяются функциональные возможности первой и второй сигнальных систем, в значительной степени улучшается координация движений. В 13–15 лет происходит дальнейшее интенсивное развитие функций коры больших полушарий, резко возрастают функциональные возможности центральной нервной системы. Это создает благоприятные возможности для совершенствования двигательных способностей, которые в данный период развиваются наиболее бурными темпами.

    В подростковом возрасте происходит перестройка деятельности эндокринного аппарата, оказывающая большое влияние на весь организм. В период полового созревания отмечается повышенная лабильность основных процессов высшей нервной деятельности – дети быстро устают и склонны к излишней раздражительности, противоречивости суждений. Эти особенности детской психики требуют от воспитателя большого педагогического опыта и такта.

    В настоящее время среди детей и подростков наблюдается процесс ускоренного развития (акселерация). Акселерация представляет собой сложное биосоциальное явление, выраженное в ускоренном развитии биологических и психических процессов, увеличении антропометрических показателей, в более раннем наступлении половой и интеллектуальной зрелости молодежи. Так, сегодняшние подростки опережают в темпах физического развития и полового созревания детей этого же возраста, родившихся 30–50 лет назад, на 2–4 года.

    Наиболее ярко явления акселерации прослеживаются в увеличении антропометрических показателей (рост, вес, окружность грудной клетки). Повсеместно дети стали выше, имеют большую массу тела, чем их сверстники прошлых десятилетий. Так, мальчики 13 лет, проживающие в городе Москве, за последние 80 лет стали выше на 16 см. Наблюдается также более раннее прекращение роста.

    У подростков установлено более раннее половое созревание, его сроки снизились примерно на 2–3 года. Таким образом, у современной молодежи увеличился до 8–10 лет период между наступлением половой зрелости и достижением самостоятельности, необходимой для начала половой жизни. Поэтому особого внимания требует воспитание соответствующих норм этики половых взаимоотношений.

    В настоящее время наука еще не располагает достаточными данными, раскрывающими влияние акселерации на уровень здоровья. В ходе ряда наблюдений установлено положительное влияние акселерации на физическое развитие, более легкое течение различных заболеваний, улучшение некоторых психологических качеств.

    Вместе с тем накапливаются и факты, свидетельствующие о нарушении гармонического развития организма в случае резко выраженной акселерации.

    Необходимо отметить, что наряду с подростками, имеющими ярко выраженные признаки акселерации (акселеранты), встречаются и юноши, отличающиеся замедленными темпами физического развития (ретарданты). Проблема акселерации в спорте пока находится в стадии разработки. Однако уже сейчас преподавателям и тренерам в педагогической работе необходимо учитывать высокие темпы физического развития современных подростков, более раннее наступление у них половой зрелости, ускоренные темпы психического развития.

    При подготовке юных спортсменов следует ориентироваться не только на паспортный возраст спортсмена, но и на его биологический возраст, характеризующийся индивидуальными темпами физического и психического развития, а также полового созревания. Увеличившийся диапазон индивидуальных различий развития подростков требует более широкого использования индивидуального подхода в подготовке юных спортсменов.

    Проблемы акселерации при подготовке юных спортсменов придают особую значимость содружеству в работе тренера и врача. Совместный анализ результатов педагогических, врачебно–педагогических наблюдений, а также медицинских обследований позволит более целенаправленно планировать подготовку и вносить соответствующие коррективы в процесс спортивного совершенствования.

    В организации учебно-воспитательного процесса и физического воспитания молодежи особое значение приобретают гигиенические факторы. Для детей младшего школьного возраста особенно важны: соответствующий режим дня, рациональное питание, повседневное закаливание, знание правил личной гигиены. Большое значение имеют и регулярные занятия физическими упражнениями, подвижные игры, прогулки на свежем воздухе.

    В подростковом и юношеском возрасте особенно необходимы: правильное сочетание учебы и отдыха, рациональный двигательный режим, выработка правильной осанки, наконец, изучение основ гигиены, анатомии, физиологии, физической культуры и других предметов.

     
    Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.

    Другие новости по теме:

  • Гигиена массового спорта. Введение. Стр. 2
  • Гигиена массового спорта. Глава VI. Гигиенические основы физического воспитания школьников.
  • Гигиена массового спорта. Глава VIII. Гигиена физкультурно-оздоровительных занятий по месту жительства. Группы по спортивным интересам.
  • Гигиена массового спорта. Глава VI. Особенности питания детей школьного возраста.
  • Гигиена массового спорта. Введение. Стр. 1
  • Гигиена массового спорта. Глава VI. Основные гигиенические условия занятия школьников физической культурой.
  • Гигиена массового спорта. Глава V. Вспомогательные оздоровительно-восстановительные средства. Гидропроцедуры.
  • Гигиена массового спорта. Глава VII. Гигиена физкультурно-оздоровительных занятий на производстве. Значение производственной гимнастики.
  • Гигиена массового спорта. Глава II. Вредные привычки. Курение.
  • Гигиена массового спорта. Глава I.


  • Сайт посвящен Приэльбрусью
    Copyright © 2005-2015