 |
Требования к планированию маршрута |
Немного теории / Гигиена и самоконтроль |
 |
 |
Безопасность и успех похода во многом зависят от рельефа местности, грунта и погоды в день его проведения. Все это необходимо учитывать при планировании маршрута, так же как возрастной состав группы, состояние здоровья, общую физическую и специальную подготовку участников похода. Существует ряд общих положений и требований, которые необходимо учитывать и выполнять при планировании похода. Туристам, впервые отправляющимся в однодневный и тем более многодневный походы, следует ограничиться малопересеченной местностью без преодоления серьезных естественных препятствий. Планируя маршрут, следует учитывать физиологическую кривую нагрузки в походе, основанную на измерении частоты сердечных сокращений на различных этапах пути. Эти измерения нужно проводить у группы из 10-15 человек с разной физической подготовленностью. Поход нельзя начинать с резкого подъема, вызывая чрезмерное напряжение сердца. Нагрузку на организм необходимо увеличивать постепенно. Это достигается регулированием как скорости движения, так и постепенным увеличением крутизны подъемов и технической сложности маршрута. Для получения наглядного представления о величине и чередовании подъемов и спусков, являющихся решающими факторами физической нагрузки, следует составлять продольный срез маршрута (профиль). Профиль маршрута составляется инструкторами по туризму с привлечением людей, знакомых с топографией, на основании измерений уклона местности на маршруте с помощью эклиметра или самодельного угломера и протяженности участков с однотипным рельефом, используя показания шагомера или прикрепленного к колесу велосипеда спидометра. На нем наглядно показывается последовательность, крутизна и продолжительность подъемов и спусков, общая высота подъема. Чтобы обеспечить наилучшие условия для работы сердца и легких, необходимо чередовать крутые и пологие участки маршрута. Максимальный подъем (вершина, перевал) следует планировать на середину или вторую треть пути. После подъема нежелателен слишком крутой (более 39-40°) спуск и сильно пересеченная местность. Дело в том, что в состоянии физического утомления, вызванного первыми часами похода, возрастает опасность травматизма и других несчастных случаев, так как снижается скорость ответных реакций нервной системы, точность координации движений. Необходимо проявлять особую осторожность на крутых спусках и в местах прохождения по стволу дерева или скользкому грунту. Спуск с гор значительно опаснее подъема на них. В целях безопасности следует избегать движений по осыпи, в непосредственной близости от нависающих скал, с которых возможен камнепад, и по мокрому травяному склону. При планировании и проведении похода необходимо учитывать и погодно-климатические факторы. В жару это поможет предупреждать перегрев организма, а в холодную, ветреную погоду – избегать переохлаждения и простуды. Планируя прохождение маршрута, надо учитывать розу ветров местности. Эти сведения можно получить из справочников, в местных метеостанциях и школах, у бывалых охотников и лесников. Летние маршруты, по возможности, должны проходить по лесистой местности или по местам, открытым ветру, что значительно увеличивает теплоотдачу организма. В холодную и морозную погоду предпочтительнее ходьба по лесу или по наветренной стороне склона, где резко ослабляется сила ветра. Осенью и весной в прохладную, но ясную погоду предпочтительнее идти по южным и юго-западным склонам гор, которые лучше прогреваются солнцем и поэтому суше. При начавшейся оттепели ранней весной лучше идти по северным склонам, где в это время крепче снег. Наряду с вышеуказанными сведениями как руководитель похода, так и все туристы, должны знать местные признаки ухудшения погоды и быть подготовленными на этот случай. Для правильного выбора одежды, регулирования приема солнечных и воздушных ванн, а также выбора остановок для отдыха в походе имеет значение умение определять силу и направление движения ветра (табл.).
Таблица Шкала Симпеона для оценки скорости ветра
Предельная величина, м/с
|
Скорость ветра, балл
|
Характе- ристика
|
Признак
|
0-0,5
|
0
|
Штиль
|
Дым поднимается отвесно или почти отвесно, листья неподвижны
|
0,6-1,7
|
1
|
Тихий
|
Движение флюгера незаметно. Направление определяется по дыму
|
1,8-3,3
|
2
|
Легкий
|
Движение ветра чувствуется, листья шелестят, приводится в движение флюгер
|
3,4-5,2
|
3
|
Слабый
|
Листья и тонкие ветки деревьев постоянно колышутся, ветер развевает верхние флаги
|
5,3-7,4
|
4
|
Умеренный
|
Ветер поднимает пыль, приводит а движение тонкие ветви деревьев
|
7,5-9,8
|
5
|
Свежий
|
Качаются тонкие стволы деревьев, на воде появляются волны с гребешками
|
9,9-12,4
|
6
|
Очень свежий
|
Качаются толстые сучья деревьев, гудят телеграфные провода. Трудно пользоваться зонтом
|
|
 |
 |
|
 |
 |
0 |
|
 |
 |
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.
Другие новости по теме:
Требования к местам ночлегов и днёвокТребования к одежде, обуви и снаряжениюЗакаливание организма в походеГигиена и профилактика желудочно-кишечных заболеванийПростуды, обморожения, перегревыРегулирование нагрузокСамоконтроль туристаРежим дня туристаВступление
|
 |
|