Представляем маршруты по Приэльбрусью, восхождение на Эльбрус, теоретическую информацию
ПРИЭЛЬБРУСЬЕ   ЖДЁТ   ВАС!      НЕ   УПУСКАЙТЕ   СВОЙ   ШАНС!
  • ОРОГРАФИЧЕСКАЯ СХЕМА БОЛЬШОГО КАВКАЗА Стр. 1
  • Гигиена массового спорта. Глава II. Рациональный суточный режим
  • Этажи леса
  • МИНЕРАЛЬНЫЕ ВОДЫ КУРОРТА НАЛЬЧИК
  • Карта маршрута "Путешествие вокруг Эльбруса". Масштаб 1:100 000
  • Ложь и вероломство — традиционное оружие дипломатии германского империализма
  • Неплохая карта Эльбруса и части Приэльбрусья. Масштаб 1:100 000
  • Горная болезнь. История изучения
  • Краски из растений
  • ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ. ЛЕТНИЕ ИГРЫ. Стр 26
  • «    Апрель 2024    »
    ПнВтСрЧтПтСбВс
    1234567
    891011121314
    15161718192021
    22232425262728
    2930 

    Горная болезнь. Причины По Приэльбрусью / Акклиматизация

    Как мы уже отмечали выше, в первых описаниях горной болезни патологическое состояние связывалось с пониженным атмосферным давлением. Однако, как выяснилось потом, само по себе падение барометрического давления может вызвать патологические явления только в том случае, если оно происходит в очень короткий срок и поэтому не играет никакой роли для горовосхождения.

    В дальнейшем указывались и другие причины горной болезни. Это состояние связывалось с ионизированным воздухом; отмечалось, что горная болезнь чаще наблюдается в определенных местах без прямой зависимости от высоты. Действительно, она чаще возникает на северных склонах, чем на южных, но это связано не с ионизацией воздуха, а с высотой снеговой линии. Мы специально интересовались такими местами, где горная болезнь возникает особенно часто. По нашим сведениям, все эти места расположены на северных склонах и представляют физические трудности для восхождения, здесь возникает преждевременное утомление вследствие большого потребления энергии. Некоторые авторы объясняли возникновение горной болезни самим утомлением и его последствиями. В настоящее время твердо установлено, что физическая работа и преждевременное утомление способствуют возникновению горной болезни, так как при всякой добавочной физической работе расходуется значительно больше кислорода, чем при покое.

    Горная болезнь связывалась и с состоянием центральной нервной системы на больших высотах. Следующие факты также говорят за большое значение состояния психики для проявления горной болезни. Она чаще возникает у лиц, которые впервые поднимаются в горы, чаще в группах туристов, которые идут без инструкторов или опытных альпинистов. Бессонная ночь также обычно увеличивает процент заболеваний. Отметим, что боязнь горной болезни всегда способствует ее появлению, без всяких изменений в крови, лишь от одного самовнушения можно вызвать это патологическое состояние. Такое состояние психики лишь усиливает горную болезнь.

    Теперь считается, что в основном она вызывается недостатком кислорода на больших горных высотах. Подобно горной болезни, болезнь высоты примерно с такими же симптомами развивается у летчиков при длительных и высоких полетах и может быть вызвана экспериментально в барокамере с пониженным парциальным давлением кислорода. Все же горная болезнь выражена в более сильной степени и на меньших высотах, чем болезнь высоты при полетах и в барокамере. Это объясняется прежде всего тем, что при восхождении затрачивается большая физическая работа. При подъеме на горы по канатной дороге горная болезнь проявляется на больших высотах, причем она сразу дает себя знать при выходе из вагона или автомашины, когда путешественник пройдет несколько шагов, сделает несколько резких движений, т. е. когда ему потребуется кислород для добавочной физической работы.

    Если в настоящее время по сути нет расхождения в объяснении первого звена цепи явлений горной болезни. то по поводу дальнейших причин патологических явлений до последнего времени не было единства мнений.

    Было высказано предположение, что горная болезнь вызывается накоплением в крови азотистых веществ в результате неполного их окисления, вследствие недостатка кислорода (Моог). Мы пробовали вызывать горную болезнь на высотах Казбека, давая испытуемому по 50 г желатина. При этом продукты белкового распада накапливались в таком количестве, что в моче были обнаружены аминокислоты, но признаки горной болезни не появились. Н. В. Лауэр исследовала остаточный азот в крови на высотах Эльбруса и не могла отметить значительного его нарастания. В барокамере при пониженном атмосферном давлении она находила некоторое увеличение его в крови, однако при этом не было признаков болезни высоты. Е. В. Колпаков у собак с экковской фистулой (соустье между печеночной и нижней полой веной, при котором кровь поступает в нижнюю полую вену, минуя печень) в условиях пониженного давления в барокамере не мог выявить более раннего появления болезни высоты. Отсюда следует, что продукты белкового распада не играют большой роли в патогенезе горной болезни. За это положение говорит также и то, что при накоплении в крови азотистых веществ в условиях нормального атмосферного давления не наблюдается признаков горной болезни.

    Выше мы говорили о том, что в патогенезе горной болезни большое значение придавалось кислотно-щелочному равновесию на горных высотах. Моссо и его школа настаивали на том, что горная болезнь связана с усиленным выделением угольной кислоты из организма и недостатком ее в крови — акапнией. Угольная кислота раздражает дыхательный центр и необходима для нормальной функции сердца. Акапния ведет к нарушению дыхания и коовообращения, что и характеризует горную болезнь. Это положение школы Моссо было подкреплено многочисленными данными низкого содержания угольной кислоты в крови при пониженном атмосферном давлении.

    С другой стороны, школа Пфлюгера (Цунц, Леви, Каспари, Мюллер) связывала признаки горной болезни с накоплением в крови кислых недоокисленных продуктов вследствие уменьшенного парциального давления кислорода. Такое накопление должно резко усиливаться при физической работе, и отсюда естественно, что последняя должна вести к более быстрому появлению горной болезни. Среди этих недоокисленных продуктов первое место занимает молочная кислота. Однако непосредственные исследования содержания молочной кислоты в крови на горных высотах, проведенные А. Д. Брусиловской и одновременно Г. Е. Владимировым и З. А. Райко на тех же высотах Эльбруса, показали некоторое увеличение ее, но не в такой степени, как можно было ожидать, чтобы увязать это накопление с симптомами горной болезни. Такие же результаты были получены и в барокамере. Выше мы говорили, что при негазовом ацидозе могут отмечаться лишь незначительные симптомы горной болезни, тогда как основные признаки ее связаны с газовой формой алкалоза в результате усиленного выделения угольной кислоты при гипервентиляции и пощелочении крови.

    Итак, горная болезнь возникает не только при падении резервной щелочности, но и при сдвиге pH в щелочную сторону. Эти исследования советских авторов не только разъяснили противоречия, существующие в иностранной литературе, но и позволили наметить некоторые пути профилактики горной болезни, на чем мы остановимся несколько позже, а пока рассмотрим другие методы воздействия организма с целью предотвращения этого патологического состояния.

    Если горная болезнь в основном вызывается недостатком кислорода, то предупреждение этого заболевания должно в первую очередь сводиться к вдыханию кислорода или, что лучше — смеси кислорода с угольной кислотой, для ликвидации не только недостатков кислорода, но и угольной кислоты (смесь из 95 % кислорода и 5 % угольной кислоты). Такого рода профилактика широко применяется в авиационной практике. В своей лаборатории мы не раз могли убедиться в ее большой эффективности. Без такой профилактики испытуемые в нашей барокамере достигали «потолка» в 7 000—8 000 м и очень редко на очень короткое время 9 000 м и затем теряли сознание, тогда как, применяя кислородную профилактику, без потери сознания достигали «высоты» 14 500 м и даже на этой высоте в течение нескольких минут совершали небольшую работу. Кислородная профилактика также эффективна при подъеме на большие горные высоты по канатной дороге, но она совершенно неприменима при восхождении пешком. Попытка использовать ее при атаке Эвереста окончилась неудачей. Это объясняется тем, что она может оказать существенную помощь лишь при вдыхании большого количества кислорода, для чего требуется нести с собой тяжелый кислородный баллон, что в свою очередь требует большой физической работы, которая сильно способствует возникновению горной болезни. Итак, для альпинистов следует искать методы бескислородной профилактики горной болезни.

    Сам собой напрашивается тот путь, которым идет организм, акклиматизируясь к высокогорному климату. В пользу этого можно привести данные экспедиций на Эверест. Во время этих экспедиций местные жители гор поднимались значительно выше, чем приезжие альпинисты. Носильщица-горянка легко донесла груз в 18 кг с 5 300 до 6 000 м и сверх этой ноши несла на себе своего двухлетнего ребенка (приведено по Ф. Ионгхезбенду). Нам не раз приходилось наблюдать, как сильные, хорошо тренировавшие свои мускулы, сердце и легкие, спортсмены-мужчины приходили в изнеможение от груза в 16 кг и меньше на высоте 4 200 м, между тем по своей физической силе, а возможно, и по работоспособности сердца они не уступали носильщицам-горянкам. Единственное, что резко бросается в глаза, — это разница в числе эритроцитов, которых у жителей Гималайских гор почти в два раза больше, чем у жителей равнин.

    Если окислительная поверхность крови играет такую важную роль в приспособлении организма к пониженному парциальному давлению кислорода, то, естественно, напрашивается мысль об использовании с этой целью переливания крови. В наших предварительных опытах на животных такое переливание дало некоторый положительный эффект. Во время комплексной экспедиции Украинской академии наук и Украинского института экспериментальной медицины на высоты Эльбруса в 1935 г. В. Н. Шамов пробовал применять переливание крови у собак для предотвращения горной болезни и получил положительный эффект. А. Г. Караванов проделал такие же опыты над собаками, кошками и кроликами и нашел, что большее число их выживает при падении атмосферного давления в условиях барокамеры. А. Г. Караванов и И. Б. Блок установили, что изменение кислотно-щелочного равновесия, возникающее при недостатке кислорода после переливания крови, наблюдается на большей высоте, чем без такой трансфузии. Однако влитая кровь является добавочной нагрузкой для сердца, которое на высотах и без того проделывает большую работу, поэтому в этом отношении заслуживает предпочтения акклиматизация к высокогорному климату.

     
    Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.

    Другие новости по теме:

  • Горная болезнь. Возрастные закономерности
  • Горная болезнь. Высота 4000-4500 м. Нервная система
  • Горная болезнь. Высота 4000-4500 м. Мышечная система
  • Горная болезнь. Высота 4000-4500 м. Кровь
  • Горная болезнь. Высота 4000-4500 м. Дыхание
  • Горная болезнь. Высота 3000-3500 м
  • Горная болезнь. Изменение крови
  • Горная болезнь. История изучения


  • Сайт посвящен Приэльбрусью
    Copyright © 2005-2019