Представляем маршруты по Приэльбрусью, восхождение на Эльбрус, теоретическую информацию
ПРИЭЛЬБРУСЬЕ   ЖДЁТ   ВАС!      НЕ   УПУСКАЙТЕ   СВОЙ   ШАНС!
  • Горная болезнь. История изучения
  • ОРОГРАФИЧЕСКАЯ СХЕМА БОЛЬШОГО КАВКАЗА Стр. 1
  • В ЧЕСТЬ ВЕЛИКОГО СТАЛИНА Стр. 6
  • Имени любимого вождя - Георгий Гулиа Стр. 2
  • АЛЬПИНИСТСКИЕ ИТОГИ 1949 ГОДА Стр. 4
  • АЛЬПИНИСТСКИЕ ИТОГИ 1949 ГОДА Стр. 2
  • Траверс Кара-каи
  • Ложь и вероломство — традиционное оружие дипломатии германского империализма
  • Сельское поселение Тегенекли – родина советского туризма и альпинизма
  • Ледник Терскол
  • «    Сентябрь 2017    »
    ПнВтСрЧтПтСбВс
     123
    45678910
    11121314151617
    18192021222324
    252627282930 

    О Балкарии и балкарцах. На рубеже двух эпох. Часть 7 Кабардино-Балкария / Балкария и балкарцы

    Мисост Абаев (он же Горец) в легенде об образовании Балкарского общества, напечатанной в газете «Каспий» (1899, № 2, с. 2), писал, что сословие патриархальных рабов в нем появилось за счет «взятых в плен от неприятеля, украденных и купленных, в числе их были имеретины, сванеты, осетины, чеченцы, кумыки, кабардинцы и даже попадались русские из беглых солдат».

    Миграции населения и образованию новых фамилий из представителей соседних народов способствовало патриархальное рабство.

    От балкарского узденя Магомета Темирханова в 1844 году бегут в Коголкино (ныне Урух) М. Хашаев, а в дигорские села М. Тандуев, К. Шангуров и З. Тамазаев.

    По документу «Предписание начальника Центра Кавказской линии Эристова приставу балкарских пародов Хоруеву об удержании крестьянина Хуболова в холопстве у таубия Абаева до выкупа» от 1849 года видно, что некий Салат Хуболов, осетин по происхождению, 25 лет назад был куплен Муртазали Абаевым у дигорских старшин Туганова и Кубатиева.

    В феврале 1849 года хорунжий Афанасьев купил у чегемца Казн Балкарукова сванского мальчика, проданного Балкарукову несколько ранее сванскими князьями.

    В декабре 1860 года от жителя Черекского ущелья Эльмырзы Мисирова бежит в Куртатинское ущелье крепостной Шабей.

    Н. Ф. Грабовский в своей статье «Привилегированные сословия Кабардинского округа» (Тифлис, 1870, вып. 3, с. 7) рассказывает, что оскорбление князя считалось у жителей Кабардинского округа «большим преступлением» и что даже в 70-е годы XIX века виновные бежали к «соседним племенам целыми семействами».

    По данным П. Зубова, «взаимная злоба, между князьями и народом возраставшая, побудила многих из народа, более других угнетаемого, искать в крайности своего убежища и покровительства в наших владениях; почему многие и укрылись на линии».

    В монографии «Балкарский «тукъум» мы со слов Т. К. Заиибекова (1882 г. р.) из Верхней Жемталы писали о крепостном крестьянине Лобжанидзе, нашедшем убежище в Черекском ущелье, о его семье и судьбе. Теперь мы приводим рапорт исполнявшего должность пристава дигорских народов Гайтова от 17 июня 1849 года, что «бежавший грузин селения Гебы Кучук Лобжанидзе находится в Балкарии...».

    26 сентября 1849 года уздень Шогенов жаловался приставу балкарского народа Хоруеву о том, что его подвластные крестьяне скрываются в Чегеме у Балкаруковых.

    В рапорте главного Кумыкского пристава начальнику Центра Кавказской линии Эрнстову о розыске двух кумыкских крестьян, находившихся в Чегеме, от 4 октября 1849 года указывается, что во время «возмущения Кумыкского владения» в Чегем сбежало двое крестьян и что владелец просит их вернуть.

    По документу «Прошение таубия Урусбиева начальнику округа о понуждении бывших холопов Хабичевых к уплате обязательного выкупа» можно заключить, что в Урусбиевском обществе жила карачаевская семья Жаная Хабичева. Из документа, правда, мы не знаем, почему Хабичевы покинули Карачай.

    В предписании начальника Центра Кавказской линии Эрисгова приставу балкарских обществ Хоруеву о сборе сведений о кабардинских крестьянах, нашедших приют в Баксанском ущелье и не признающих «никакой власти», указывается, что в районе Гестенти поселилось несколько семей из Большой Кабарды.

    Известен случай миграции за счет усыновления. Так, в нынешнем селе Сармаково (до революции Бабуково. – А. М.) живут потомки Курмана Казиева, жителя Урусбиевского общества, который в пятнадцатилетием возрасте, в 1877 году, был взят на воспитание Увжуко Каловым (в документе – Колов). В Бабуково он приобрел дом, женился и завел хозяйство. Однако в 90-х годах между ним и сельчанами возникли трения по поводу пользования землей. Члены общины потребовали его выселения. Но Казиев с помощью некоего Мурзабека Малухова составил прошение на имя начальника Нальчикского округа, которое было удовлетворено.


    Предыдущая страница           Следующая страница
     
    Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.

    Другие новости по теме:

  • О Балкарии и балкарцах. На рубеже двух эпох. Часть 9
  • О Балкарии и балкарцах. На рубеже двух эпох. Часть 8
  • О Балкарии и балкарцах. На рубеже двух эпох. Часть 6
  • О Балкарии и балкарцах. На рубеже двух эпох. Часть 4
  • О Балкарии и балкарцах. На рубеже двух эпох. Часть 3
  • О Балкарии и балкарцах. На рубеже двух эпох. Часть 2
  • О Балкарии и балкарцах. На рубеже двух эпох. Часть 1
  • О Балкарии и балкарцах. «У ПОДОШВЫ ЭЛЬБОРУСА». Часть 3
  • О Балкарии и балкарцах. «У ПОДОШВЫ ЭЛЬБОРУСА». Часть 1
  • О Балкарии и балкарцах. Впервые с научными целями. Часть 2


  • Сайт посвящен Приэльбрусью
    Copyright © 2005-2015