Мисост Абаев (он же Горец) в легенде об образовании Балкарского общества, напечатанной в газете «Каспий» (1899, № 2, с. 2), писал, что сословие патриархальных рабов в нем появилось за счет «взятых в плен от неприятеля, украденных и купленных, в числе их были имеретины, сванеты, осетины, чеченцы, кумыки, кабардинцы и даже попадались русские из беглых солдат».
Миграции населения и образованию новых фамилий из представителей соседних народов способствовало патриархальное рабство.
От балкарского узденя Магомета Темирханова в 1844 году бегут в Коголкино (ныне Урух) М. Хашаев, а в дигорские села М. Тандуев, К. Шангуров и З. Тамазаев.
По документу «Предписание начальника Центра Кавказской линии Эристова приставу балкарских пародов Хоруеву об удержании крестьянина Хуболова в холопстве у таубия Абаева до выкупа» от 1849 года видно, что некий Салат Хуболов, осетин по происхождению, 25 лет назад был куплен Муртазали Абаевым у дигорских старшин Туганова и Кубатиева.
В феврале 1849 года хорунжий Афанасьев купил у чегемца Казн Балкарукова сванского мальчика, проданного Балкарукову несколько ранее сванскими князьями.
В декабре 1860 года от жителя Черекского ущелья Эльмырзы Мисирова бежит в Куртатинское ущелье крепостной Шабей.
Н. Ф. Грабовский в своей статье «Привилегированные сословия Кабардинского округа» (Тифлис, 1870, вып. 3, с. 7) рассказывает, что оскорбление князя считалось у жителей Кабардинского округа «большим преступлением» и что даже в 70-е годы XIX века виновные бежали к «соседним племенам целыми семействами».
По данным П. Зубова, «взаимная злоба, между князьями и народом возраставшая, побудила многих из народа, более других угнетаемого, искать в крайности своего убежища и покровительства в наших владениях; почему многие и укрылись на линии».
В монографии «Балкарский «тукъум» мы со слов Т. К. Заиибекова (1882 г. р.) из Верхней Жемталы писали о крепостном крестьянине Лобжанидзе, нашедшем убежище в Черекском ущелье, о его семье и судьбе. Теперь мы приводим рапорт исполнявшего должность пристава дигорских народов Гайтова от 17 июня 1849 года, что «бежавший грузин селения Гебы Кучук Лобжанидзе находится в Балкарии...».
26 сентября 1849 года уздень Шогенов жаловался приставу балкарского народа Хоруеву о том, что его подвластные крестьяне скрываются в Чегеме у Балкаруковых.
В рапорте главного Кумыкского пристава начальнику Центра Кавказской линии Эрнстову о розыске двух кумыкских крестьян, находившихся в Чегеме, от 4 октября 1849 года указывается, что во время «возмущения Кумыкского владения» в Чегем сбежало двое крестьян и что владелец просит их вернуть.
По документу «Прошение таубия Урусбиева начальнику округа о понуждении бывших холопов Хабичевых к уплате обязательного выкупа» можно заключить, что в Урусбиевском обществе жила карачаевская семья Жаная Хабичева. Из документа, правда, мы не знаем, почему Хабичевы покинули Карачай.
В предписании начальника Центра Кавказской линии Эрисгова приставу балкарских обществ Хоруеву о сборе сведений о кабардинских крестьянах, нашедших приют в Баксанском ущелье и не признающих «никакой власти», указывается, что в районе Гестенти поселилось несколько семей из Большой Кабарды.
Известен случай миграции за счет усыновления. Так, в нынешнем селе Сармаково (до революции Бабуково. – А. М.) живут потомки Курмана Казиева, жителя Урусбиевского общества, который в пятнадцатилетием возрасте, в 1877 году, был взят на воспитание Увжуко Каловым (в документе – Колов). В Бабуково он приобрел дом, женился и завел хозяйство. Однако в 90-х годах между ним и сельчанами возникли трения по поводу пользования землей. Члены общины потребовали его выселения. Но Казиев с помощью некоего Мурзабека Малухова составил прошение на имя начальника Нальчикского округа, которое было удовлетворено.