Представляем маршруты по Приэльбрусью, восхождение на Эльбрус, теоретическую информацию
ПРИЭЛЬБРУСЬЕ   ЖДЁТ   ВАС!      НЕ   УПУСКАЙТЕ   СВОЙ   ШАНС!
  • Горная болезнь. История изучения
  • ОРОГРАФИЧЕСКАЯ СХЕМА БОЛЬШОГО КАВКАЗА Стр. 1
  • В ЧЕСТЬ ВЕЛИКОГО СТАЛИНА Стр. 6
  • Имени любимого вождя - Георгий Гулиа Стр. 2
  • АЛЬПИНИСТСКИЕ ИТОГИ 1949 ГОДА Стр. 4
  • АЛЬПИНИСТСКИЕ ИТОГИ 1949 ГОДА Стр. 2
  • Траверс Кара-каи
  • Ложь и вероломство — традиционное оружие дипломатии германского империализма
  • Сельское поселение Тегенекли – родина советского туризма и альпинизма
  • Ледник Терскол
  • «    Сентябрь 2017    »
    ПнВтСрЧтПтСбВс
     123
    45678910
    11121314151617
    18192021222324
    252627282930 

    О Балкарии и балкарцах. Впервые с научными целями. Часть 2 Кабардино-Балкария / Балкария и балкарцы

    Ну и главное, пока не сформировалась окончательно соседская община, нужна была форма организации, способная отразить интересы отдельных семейных общин. Ею и оказалась патронимия, общественно-историческая значимость которой предопределила ее право на прочное утверждение. Поэтому трудно увязывается с реальностью точка зрения, согласно которой такие социальные структуры, как патронимия и соседская община, – явления одновременные, а также, что переходной формой от родовой общины была первобытная соседская община.

    Выделявшиеся из семейных общин новые семьи закрепляли за собой имена своих отцов – родоначальников материнской семьи, что в этнографической науке и нашло выражение в термине патронимия («патер» – отец, «намен» – имя, т. е. наименование по отцу).

    В связи с вышеизложенным мы не можем согласиться с рядом авторов, и в частности с Б. Д. Грековым, считавшим, что сельская община возникает непосредственно «с распадом родовых отношений». Автор игнорирует тот факт, что семейная община и патронимия явились той реальной основой, на которой выросла сельская община, и отводит ей лишь второстепенную роль. В одном из комментариев к книге М. М. Ковалевского «Очерк происхождения и развития семьи и собственности» М. О. Косвен убедительно доказал возникновение сельской общины из разрознивания сегментирующихся семейных. Изучение балкарских, осетинских и чеченских поселений приводит нас к мысли, что смешение поселений семейных общин и патронимий не являлось главным критерием образования сельских общин, поскольку, во-первых, отношения членов патронимий, будь то в начальной стадии ее развития или в последней, – это отношения, так или иначе, собственников, а значит – больше соседей, и, во-вторых, многие поселения семейных общин, выделенных из рода, устраивались, исходя из стратегических соображений, в таких местах, где о соединении кварталов и говорить не приходится.

    Естественно, что решающий критерий генезиса сельских общин надо искать в экономическом факторе – использовании близлежащих земель и установлении на этой основе взаимоотношений общежития. Так сложились сельские общины таких ущелий, как Балкарское, Чегемское, Даргавское, Куртатинское, Алагирское и т.д. Поселки, строившиеся в более или менее изолированных и малодоступных местах, принадлежали сначала семейным общинам, затем уже коллективу разделившихся семейных общин. За ними закреплялось имя родоначальника, и в дальнейшем они сохранялись как патронимические. А те поселки, которые в процессе роста соединялись с соседними, становились кварталами уже полигенного села, как, например, Ишканты, Тура-Хабла, Чегет-эль, Эльтюбю, Булунгу, теряя при этом свои патронимические наименования.

    На наш взгляд, в Балкарии уже начали складываться семейно-общинные отношения, а смешанных сел еще не было. И лишь позже, с расширением патрономических поселений, «поисков новых мест обитания ввиду безземелия и перенаселенности родных мест» и междоусобных войн, происходит как бы объединение кварталов в села, «разбрасывание» отдельных семей той или иной патронимии.

    Общественные отношения в горах, с появлением кипчаков, складывались таким образом, что для свободных общинников становилась необходимой служба в дружине. «Каждый мужчина из таубиев, узденей и эмчеков, – читаем в газете «Каспий», – должен был иметь оружие и коня и по первому призыву олия явиться готовый к войне с неприятелем, а в мирное время мужчины упражнялись в стрельбе и верховой езде. Один из олиев Софан Абаев даже создал особых стрелков из своих чагаров, потомки которых и до сих пор являются отличными охотниками».

    В преданиях об образовании балкарских обществ не случайно указывается, что высшее сословие из пришельцев. Дело в том, что именно военные вожди и их потомки большей частью становились впоследствии таубиями.

    Военные вожди и родовые старейшины, покровительствуя дружинникам и остальному свободному люду, постепенно ставили их под свое влияние. Сами же вожди, их ближайшее окружение и потомки родовой знати выделились в военную аристократию и знать – господствующую социальную силу складывавшегося горского общества. Это было время активного формирования классов в Балкарии и сосредоточения политической власти в руках главенствующего меньшинства. Процесс социального расслоения общества нашел отражение и в наземных склепах Балкарии и Карачая (Абаевых, Балкаруковых, Мисаковых, Аккуловых, Крымшамхаловых), датируемых этим же периодом. Они принадлежали отдельным лицам, а также семьям выделившихся господствующих фамилий. И. М. Мизиев приводит примеры склепов Сосрана и Алимурзы Абаевых, родоначальника Мисаковых – Мисаки, Камгута в Баксанском ущелье. И далее автор заключает, что «эти факты дают право полагать, что склепы-мавзолеи возникли в Балкарии и Карачае вследствие социального расслоения общества и выделения из общей среды крупных феодальных фамилий. Как при жизни эти феодалы и князья строили себе башни, крепости, замки и отмежевывались от основной массы населения, которое жило в обыкновенных горских саклях, точно так же и после смерти их хоронили в склепах-мавзолеях и этим обособляли семью или фамилию».


    Предыдущая страница           Следующая страница
     
    Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.

    Другие новости по теме:

  • О Балкарии и балкарцах. В завершение сказанного
  • О Балкарии и балкарцах. На рубеже двух эпох. Часть 9
  • О Балкарии и балкарцах. На рубеже двух эпох. Часть 8
  • О Балкарии и балкарцах. На рубеже двух эпох. Часть 6
  • О Балкарии и балкарцах. На рубеже двух эпох. Часть 3
  • О Балкарии и балкарцах. На рубеже двух эпох. Часть 2
  • О Балкарии и балкарцах. «У ПОДОШВЫ ЭЛЬБОРУСА». Часть 4
  • О Балкарии и балкарцах. «У ПОДОШВЫ ЭЛЬБОРУСА». Часть 3
  • О Балкарии и балкарцах. Впервые с научными целями. Часть 1
  • О Балкарии и балкарцах. Предыстория вопроса


  • Сайт посвящен Приэльбрусью
    Copyright © 2005-2015