Представляем маршруты по Приэльбрусью, восхождение на Эльбрус, теоретическую информацию
ПРИЭЛЬБРУСЬЕ   ЖДЁТ   ВАС!      НЕ   УПУСКАЙТЕ   СВОЙ   ШАНС!
  • Горная болезнь. История изучения
  • ОРОГРАФИЧЕСКАЯ СХЕМА БОЛЬШОГО КАВКАЗА Стр. 1
  • В ЧЕСТЬ ВЕЛИКОГО СТАЛИНА Стр. 6
  • Имени любимого вождя - Георгий Гулиа Стр. 2
  • АЛЬПИНИСТСКИЕ ИТОГИ 1949 ГОДА Стр. 4
  • АЛЬПИНИСТСКИЕ ИТОГИ 1949 ГОДА Стр. 2
  • Траверс Кара-каи
  • Ложь и вероломство — традиционное оружие дипломатии германского империализма
  • Сельское поселение Тегенекли – родина советского туризма и альпинизма
  • Ледник Терскол
  • «    Июль 2017    »
    ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
    3456789
    10111213141516
    17181920212223
    24252627282930
    31 

    Задачи исследования Народов Северного Кавказа Дополнительно / Народы Северного Кавказа

     

         Одной из больших проблем истории народов СССР пе­риода феодализма является проблема сложения многонационального государства, тесно связанная с проблемой образования Русского феодального централизованного го­сударства. Изучение ее требует конкретного исследования процесса включения отдельных народов или их групп в со­став России. Для народов многонационального Кавказа начало и развитие этого процесса надо отнести к XVI — XVII вв., когда шла ожесточенная борьба за овладение Кавказом между двумя военно-феодальными государства­ми Востока — Османской империей и сефевидским Ира­ном, и когда установление политических и экономических связей народов Кавказа с Русским государством определи­ло их дальнейшую судьбу.

    В предлагаемой работе изучаются сношения с Россией народов Северного Кавказа Хронологические ее рамки — середина XVI в.— 30-е годы XVII в. Начальная грань обусловлена возникновением систематических связей севе­рокавказских народов с Русским государством в период ирано-турецкой войны 1548—1555 гг. и выходом России к Каспийскому морю; конечная — миром между Турцией и Ираном, заключенным в 1639 г. и изменившим междуна­родную обстановку на Востоке.

    Источники для изучения народов Северного Кавказа Дополнительно / Народы Северного Кавказа

         Источники для изучения поставленной темы чрезвычайно разнообразны, круг их обширен. Каждая из трех названных сторон исследования — изучение социально-экономических отношений у народов Северного Кавказа, их сношений с Русским государством и международного значения этих связей — требует привлечения специальной источниковедческой базы, особенно если принять во вни­мание сложность и пестроту национального состава Северного Кавказа. Вместе с тем надо признать, что для XVI— XVII вв. состояние источников таково, что далеко не все вопросы, которые встают перед исследователем, могут быть освещены подробно и полно. Поэтому исследование неизбежно принимает в ряде случаев характер научной реконструкции и гипотезы.

         Одна из основных трудностей — ограниченность и недостаточная изученность источников этого времени, исходивших от местных народов: одни из них совсем не имели письменности на родных языках, другие почти ее не имели и не «пользовались широко иноязычной письменностью. При таком положении большое значение приобретают памятники материальной культуры. Но археологи досоветского, а отчасти советского времени обращали больше внимания на памятники ранних периодов и меньше — на памятники средневековые, а тем более — XVI—XVII вв. В 1940-е годы был поставлен вопрос о систематиче­ском исследовании древностей позднего средневековья Кавказа, результаты произведенных работ значительны, но еще далеко не исчерпывают возможностей изучения сохранившихся памятников.

     

    Литература для изучения Дополнительно / Народы Северного Кавказа

    Литература, прямо относящаяся к теме настоящей работы, немногочисленна. Напротив, круг исследований, ко­торые имеют к ней то или иное отношение, чрезвычайно широк. К тому же специальные работы по Северному Кавказу и по международным отношениям на Востоке в XVI— XVII вв. часто связаны с опубликованием тех или иныхисточников, носят источниковедческий характер и уже упомянуты в обзоре источников. Это отражается на характере предлагаемого читателю очерка — в ряде случаев я ограничиваюсь общими указаниями, не ставя задачи полного и детального разбора.

    В дальнейшем рассматривается отдельно литература по первой части исследования, т. е. по социально-экономическим отношениям у народов Северного Кавказа и по второй части — о связях их с Россией.

    Обзор дореволюционной литературы по общественному строю кавказских народов дан с большой полнотой в «Материалах по истории этнографического изучения Кавказа в русской науке» М. О. Косвена. Имеющие прямой целью библиографические указания, «Материалы» в то же время содержат ценные историографические замечания и разделы.

    М. О. Косвен издал и специальные историографические статьи, вошедшие впоследствии в книгу «Этнография и история Кавказа» (М., 1961): «Проблема общественного строя горских народов Кавказа в ранней русской этнографии», «М. М. Ковалевский как этнограф-кавказовед», очерки об Измаиле Атажукине и Хан-Гирееи др. Указанная и получившая оценку в трудах М. О. Косвена литература в значительной степени носит характер источников для изучения социально-экономических отношений у народов Кавказа в XVIII—XIX вв. — это главным образом описания быта и общественного строя кавказских народов, сделанные на месте авторами того времени, часто не профессиональными учеными.

    Народы Северного Дагестана Дополнительно / Народы Северного Кавказа

    Для социально-экономических отношений этнически пестрого населения Дагестана XVI—XVII вв. характерна неравномерность развития, отмеченная уже советскими исследователями. В горных областях Дагестана ведущей отраслью хозяйства было отгонное скотоводство, преимущественно овцеводство. О характере его можно судить по источникам не ранее XVIII в.

    Так, автор 20-х годов XVIII в. И. Гербер рассказывает, что акушинцы и другие «тавлинцы», т. е. жители гор, пригоняли на зиму до 100 тыс. овец на равнинные пастбища Кайтага. Гоняли скот также на «кутаны» (зимние пастбища) равнинной Кумыкии и в Кахетию. Летом, наоборот, скот с равнины перегоняли в горы. Пашни, разработанные в трудных горных условиях, не обеспечивали жителей хлебом. В приморской и степной полосе, примыкавшей к Тереку, условия хозяйственной жизни были совсем иными: там издавна были развиты земледелие, в устьях рек поливное, садоводство, в широких размерах скотоводство.

    Рассказывая в 1604 г. в Посольском приказе в Москве о приморском Дагестане, посол кахетинского царя Александра старец Кирилл говорил, что там «села и деревни многие, и винограду, и пашни, и лесу много», и что то место «людем и скоту добре здорово». Более подробные сведения находим в описаниях путешественников начала XVIII в.: они говорят о «плодоносных полях, производящих жито, виноград и свойственные климату плоды», о том, что на равнине Дагестана «пространная хорошая и плодоносная земля» «много изрядных деревень в себе содержит», что здесь сеялись пшеница, ячмень, кукуруза, просо, хлопчатник, в устьях рек — «сорочинское пшено», т. е. рис; «для напоения засеянной хлебом земли» из речек были проведены «каналы»; имелись плодовые и тутовые сады, ореховые деревья. На равнине развито было и скотоводство — разводили овец, лошадей и быков, применявшихся для пахоты и транспорта.

    ДАГЕСТАН Дополнительно / Народы Северного Кавказа

    Расположен Дагестан на крайнем востоке Северного Кавказа, вдоль побережья Каспийского моря. Простираясь на 400 км с севера на юг и на 200 км с запада на восток, Дагестанская АССР занимает 50,3 тыс. кв. км.

    Это самая большая не только по площади, но и по численности населения — более 1.736 млн. человек (на 1 января 1985 г.) — среди республик Северного Кавказа и Закавказья.

    Границы Дагестана имеют протяженность почти 1,7 тыс. км, из которых 1/3 — морские.

    На севере республика граничит с Калмыцкой АССР, на северо-западе — со Ставропольским краем, на западе — с Чечено-Ингушской АССР, на юго-западе — с Грузией, на юге — с Азербайджаном.

    Дагестан в переводе означает «страна гор». Некогда Дагестаном называли лишь восточную, самую широкую часть северного склона Большого Кавказа, заселенную издревле многочисленными народностями.

    В Дагестане живут и трудятся более 60 наций и народностей, в том числе свыше 30 коренных народностей и этнических групп. Не случайно еще в древние времена Дагестан называли не только «страной гор», но и «горой языков».

    Сайт посвящен Приэльбрусью
    Copyright © 2005-2015