Важно, чтобы в походе соблюдался определенный распорядок дня, включающий время подъема и завтрака, ходовое время (6-7 часов), привал на обед, ужин, ночной отдых. Разбивку лагеря на ночевку и ужин следует производить в светлое время дня. При движении необходимо чередовать работу с отдыхом. В несложных походах обычно после 50мин. работы устраивают 10-минутную паузу, а раз в два часа - береговую разминку. Обычная норма дневного перехода по спокойным равнинным рекам на байдарках равна 30-40км. Форсировать этот режим нецелесообразно, но все же желательно за счет более быстрого прохождения малоинтересных участков накопить на всякий случай резерв времени в 1-2 дня.
В холодную погоду рекомендуется делать более частые остановки, чтобы размяться на берегу, обсохнуть и согреться у костра. На случай такой погоды хорошо иметь штормовые костюмы и плащи из полиэтилена.
Водный поход предполагает и определенный порядок движения: кильватером (судно за судном), клином (построение углом), пакетом (борт к борту) Порядок движения устанавливает руководитель в зависимости от характера реки или водоема, но с таким расчетом, чтобы постоянно быть в зрительной или голосовой связи с судами. Направляющим и замыкающим идет опытный надежный экипаж. На спокойной воде при движении по течению, а в тихую погоду для отдыха обычно сходятся в пакет. На открытых водоемах или просторных плесах лучше идти пеленгом (уступом влево или вправо) по малым рекам - кильватером с разрывом в 50-150м.
Особенности путевой обстановки и различные препятствия могут сильно осложнить путешествие но воде. По характерным признакам обычно удается своевременно распознать и правильно оценить обстановку и принять правильное решение. Умение это вырабатывается опытом походов.
Преодоление препятствий складывается из нескольких последовательных этапов:
- обнаружения препятствия
- разведки, его
- выбора способа прохождения
- организации безопасности
- преодоления препятствия
Обнаружение препятствия - задача головного судна. Раннее обнаружение препятствия дает необходимый запас времени и пространства для разведки, принятия решения по преодолению его и выполнении предварительных маневров.
Разведка хотя и занимает время, но позволяет тщательнее выбрать, путь и принять меры безопасности. Пытаться форсировать препятствие, не уяснив полностью всех особенностей пути, нельзя. Лучше затратить 25-30мин. на детальную разведку, чем идти на авось.
Решение о тактике прохождения препятствия и порядке следования участников (судов) принимает руководитель группы. В сложных случаях он советуется с заместителем и объясняет группе, почему выбран тот или иной способ преодоления препятствия. Руководитель ответственен за правильность выбора способа и обеспечения безопасности.
Выбирая способ прохождения препятствия, руководитель должен ориентироваться на самого слабого участника и самый слабый и наименее опытный экипаж в группе. Судно с таким экипажем или участником должно быть поставлено в особо благоприятные условия. На сильные экипажи возлагаются более ответственные и трудные задачи (прохождение первыми, страховка и т.д.). При преодолении препятствий нельзя рассредоточивать суда так, чтобы каждое действовало изолированно. Взаимная помощь и чувство локтя ускоряет преодоление препятствия, снижает опасность и риск.
Для успешного преодоления естественных препятствий в русле реки необходимо чувство воды (раньше говорили - умение "читать" воду). Чувство воды - это отчетливое представление о том, где окажется судно, и какие силы будут на него действовать, если перестать им управлять. Только на основе данных, подсказываемых чувством воды, можно действовать в потоке уверенно и эффективно. Способность ориентироваться в водной ситуации, быстро реагировать на её изменения приходит лишь с опытом плавания по бурной воде.
Тактические приемы преодоления препятствий многообразны, но отдельные элементы их могут быть общими для различных видов препятствий.
Техника прохождения препятствий складывается из техники прохождения отдельных элементов.