Воздействие потока на плывущий предмет происходит в пределах глубины его погружения. Любой свободно плывущий предмет движется со скоростью текущей воды или быстрее. Чем больше масса предмета, уклон реки и чем меньше площадь соприкосновения поверхности его с водой, тем больше его скорость отличается от скорости воды.
Интересны для туриста воздействия на однокорпусное судно противоположно направленных течений (граница улова и струи, течения в стоячих волнах и т.д.). Общая закономерность - чем меньше осадка судна и больше его размеры, тем слабее воздействие на него местных течений.
В области стоячих волн это воздействие выражается в возникновении (за счет различного направления поверхностных течений на скатах стоячих волн) вращающего момента, стремящегося поставить судно поперек течения (лагом), то есть в положение наименьшей устойчивости для однокорпусного судна. Подобные же силы возникают, когда корма и нос попадают в области течений с разными или даже противоположно направленными скоростями. В этом случае момент сил, противоположно действующим на нос и корму, может быть достаточным не только для разворота лагом, но и для переворота узкого и длинного малоустойчивого судна, напр. байдарки.
Катамараны и плоты гораздо устойчивее в этих случаях. Вертикальные составляющие течения, напр. в водоворотах, притапливают и кренят суда в зависимости от того, на какую часть их действует вертикальное течение. Очень большие водовороты могут переворачивать малые суда. В потоках о пространственной структурой наблюдается затягивание судна в область максимальных скоростей (в струю) под действием поперечной составляющей скорости течения.