Но вот коллекции, дневники, карты оформлены и приведены в порядок. Куда деть этот материал, что с ним дальше делать?
Вот что советовал юным краеведам академик В. А. Обручев: «Не сваливайте в кучу собранные вами находки, не храните их кое-как. Каждый молодой краевед должен дорожить собранным материалом, хранить его в порядке.
Что мне хочется посоветовать вам? Создавайте в школах краеведческие музеи. Даже в одной небольшой комнате можно собрать ваши коллекции, дневники, записи наблюдений, образчики местного искусства».
Конечно, материала, который вы собрали за одну экскурсию, недостаточно, чтобы создать школьный краеведческий музей. Для этого потребуется не один год работы. В работу по изучению своего края надо вовлечь всех школьников. Чтобы заинтересовать их краеведением, расскажите им о своей экскурсии...
Ведь многие ребята не интересуются краеведческой работой только «потому, что не знают, что и как изучать.
У краеведов существует правило: о том, что узнал, расскажи товарищам.
Организуйте в своей школе краеведческий вечер. Учителя помогут вам в этом. На нем вы поделитесь впечатлениями о проведенной экскурсии. Расскажите, что интересного узнали о местной природе. А чтобы заинтересовать ребят, организуйте выставку своих экспонатов. Для каждого раздела выставки выделите одного наиболее опытного экскурсовода, чтобы он мог давать пояснения.
Ребята нашей, Ново-Курлакской школы устроили вечер и краеведческую выставку в колхозном клубе. Жители села и ученики узнали много интересного о природе своего края.
Вот как описывает этот вечер один из организаторов выставки — Юрий Ткаченко. «...Вскоре клуб был набит до отказа. Много пришло и колхозников. Не часто бывает такое торжество. В центре внимания посетителей — наша выставка. Она организована здесь впервые, поэтому в клубе все кажется необычно новым и привлекательным.
Несколько учеников назначены экскурсоводами.
У меня самый интересный отдел выставки, поэтому здесь больше всего толпится народу.
На витринах и двух столах выставлены окаменелости и отпечатки древнейших животных, челюсть шерстистого носорога и оленьи рога.
Рядом с экспонатами повесили цветные иллюстрации с изображением доисторических обитателей Земли.
Когда посетители осмотрели экспонаты и притихли, я начинаю им рассказывать о развитии жизни на Земле. Особенно с большим удовольствием я рассказываю о ледниковом периоде. Эта тема мне хорошо знакома. Недаром за нее я в классе получил пятерку. А еще лучше я узнал об этом периоде, когда мы обнаружили в двух местных оврагах моренные отложения. В них мы и кости животных раскопали.
После этого вечера многие школьники изъявили желание изучать свой край».