ДОЗИРОВКА НАГРУЗКИ
Каждую игру важно заканчивать своевременно, ставя ее окончание в зависимость от влияния на участников. Если игра вызвала активность у большинства играющих и по всем признакам очевидно, что нагрузка достаточна, то необходимо уловить момент, когда играющие особенно удовлетворены игрой и объявить об ее окончании. Игру следует также окончить, если появляются признаки переутомления или перевозбуждения (табл. 1).
Таблица I
Три степени утомления (по И. М. Саркизову-Серазини)
|
Утомление
|
Признаки
|
небольшое (усталость)
|
значительное (среднее утомление}
|
резкое (большое перенапряжение)
|
Окраска кожи лица
|
Небольшое покраснение
|
Значительное покраснение
|
Резкое, часто неравномерное покраснение или значительная бледность, синюшность
|
Потливость
|
Небольшая
|
Плечевой пояс, туловище
|
Особо резкая и общая, налеты соли на рубашке, висках
|
Дыхание
|
Учащенно, ровное
|
Большое учащенное, дыхание через нос и рот
|
Резко учащенное, поверхностное, через рот: отдельные глубокие вдохи, сменяющиеся беспорядочным дыханием (одышка)
|
Движение
|
Бодрое
|
Неуверенный шаг, покачивания
|
Покачивания, отставание от группы на марше, резко выраженное нарушение координации движений
|
Внимание
|
Хорошее, безошибочное выполнение команды, указаний
|
Неточность в выполнении команды, ошибки при изменении направлений
|
Замедленное выполнение команды, подчинение только громкой команде, на вопрос отвечают односложно, совсем не отвечают
|
Самочувствие
|
Жалоб нет
|
Жалобы на усталость, боль в ногах, сердцебиение, одышку
|
Жалобы на те же явления, головную боль, тошноту, иногда рвоту; такое состояние длится несколько часов
|
О сроке игры нужно объявить перед ее началом, чтобы играющие смогли правильно распределить свои силы и выдержать указанное время.
В занятиях подвижными играми необходимо предусматривать постепенное нарастание сложности, должен соблюдаться принцип преемственности. Подвижные игры представляют собой сложный двигательный процесс, в который входит целый комплекс самых различных раздражителей для играющих. Сложное физиологическое воздействие игры обязывает инструктора соблюдать постепенность требований, особенно в разучивании новых игр. Только постепенно вводя игроков в сложную игровую деятельность, можно добиться совершенствования технических и тактических приемов.
Для того, чтобы игры положительно влияли на организм человека, важно периодически повторять их, используя при этом различные варианты. Ценность вариантов игр заключается в сохранении движения, действия и препятствия, сходных с прежними, но в то же время во введении новых правил, условий, последовательно повышающих требования к овладению навыками и умениями. Сходство действий облегчает переход к новым, несколько усложненным движениям и действиям, которые не образовываются заново, а только перестраиваются.
Нагрузка и связанная с ней длительность игры определяются каждый раз конкретно в зависимости от ее задач, сочетания с предшествующими и последующими видами деятельности.
Для дозировки нагрузки в подвижных играх можно использовать следующие приемы:
увеличение или уменьшение поля игры; ее времени;
изменение характера игры {игры с интенсивным передвижением, с меньшим напряжением, с медленным передвижением);
изменение некоторых правил в сторону увеличения или уменьшения нагрузки;
введение в игру новых препятствий или устранение некоторых из них;
остановки (для отдыха) для указания ошибок;
пауза для отдыха, во время которой играющие после интенсивного бега переходят на ходьбу;
перераспределение обязанностей водящих и в связи с этим перемена мест отдельных играющих;
смена мест для команд;
кратковременные паузы для совещания капитанов.
Для правильной дозировки нагрузки в подвижных играх важно также знать физиологические особенности организма занимающихся.