ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ ТЕОРИИ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ВИДЫ ИГР
Естественноисторической основой возникновения и развития игр является труд. В первоначальном виде игры отражали труд и бытовые действия человека. Они были тесно связаны с пением, танцами, музыкой. С развитием языка, мышления, совершенствованием орудий производства игры выделяются в самостоятельный вид деятельности, становятся богаче по содержанию и сложнее по действиям. Игры всегда определяются укладом жизни общества, отражающимся на их содержании и на задачах их использования в воспитательных целях.
Игры подразделяются на 3 основных вида: творческие (сюжетно-ролевые), подвижные, спортивные.
I. Творческие игры характеризуются наличием сюжета, самостоятельно созданного ребенком. В соответствии с сюжетом происходит перевоплощение играющих. Эти игры различаются:
по содержанию (отражение быта, труда взрослых, событий общественной жизни);
по организации и количеству участников (индивидуальные, групповые, коллективные);
по виду (игры с созданным детьми сюжетом; игры – драматизации – разыгрывание сказок).
Особое место в творческих играх занимают конструктивные (строительные) и музыкальные игры.
II. Подвижные игры представляют собой «разнообразные виды бега, прыжков, метаний и других движений. Побуждающим мотивом игровой деятельности является соревнование между отдельными участниками и целыми коллективами. Взаимоотношения и поведение играющих регулируются правилами и судейством».
III. Спортивные игры – высший этап игровой деятельности, предполагающий приобретение прочных спортивных навыков. Эти игры характеризуются единоборством двух сторон, протекающим в рамках правил (строго регламентированных). Спортивные игры требуют специальных площадок, оборудования, точно установленного количества игроков со специальной подготовкой, они являются видом спорта.
КЛАССИФИКАЦИЯ ПОДВИЖНЫХ ИГР
По характеру организации играющих подвижные игры принято делить на:
некомандные (без водящих, с водящими), в которых каждый участник, соблюдая правила, борется за одного себя. Вся игровая деятельность направлена на личное совершенствование в игре, на достижение собственного превосходства. Главное значение в этом случае приобретает личная инициатива и умение целесообразно использовать свои силы и возможности. Правил обычно немного; они просты (действуя, не мешай друг другу, не допускай грубости) ; нет большой сложности в игровой деятельности. Присутствует в игре момент личного соревнования;
переходные к командным, в которых участник игры отстаивает в первую очередь свой интерес, но иногда, по личному желанию, помогает другому участнику игры. В ряде случаев играющие вступают в сотрудничество друг с другом для достижения цели. Соревновательный момент выражается более ярко. Здесь оценивается личный результат и коллективное поведение;
командные, которые характеризуются совместной деятельностью команд, направленной на достижение общих целей, подчинением личных интересов интересам всей команды.
Команды равны по числу играющих и условиям игры. В этих играх лучше выявляются силы играющих, их сознательность, быстрота и т. п., в них развиваются и совершенствуются навыки коллективного поведения.
В целом подвижные игры подразделяются:
- По степени сложности их содержания: от самых простых к более сложным;
- По возрасту играющих (для детей дошкольного возраста, школьного возраста, взрослые игры);
3. По преимущественным двигательным действиям, входящим в игру:
имитационные (подражательные действия);
игры с элементами общеразвивающих упражнений;
с перебежками;
с преодолением препятствий;
с мячом (метание в цель, бросок и ловля мяча);
с палками и другими предметами;
с ориентировкой (по звуковым и зрительным сигналам);
с сопротивлением соперников;
4. По физическим качествам, преимущественно проявляемым в игре (сила, выносливость, ловкость, гибкость, быстрота);
5. По взаимоотношениям играющих:
без непосредственного соприкосновения с противником;
с ограниченным вступлением в соприкосновение с соперником;
с непосредственной борьбой соперников;
- По характеру моторной деятельности: игры большой, средней подвижности и малоподвижные;
- По месту проведения с учетом сезона: в помещении, на снегу, на льду; летние, зимние;
- По педагогическим задачам: на быстроту реакции, на быстроту реакции в условиях выбора сигнала и действия, на запоминание, на ориентировку в пространстве и т. п.