Идеологическая диверсия — это подрывная деятельность особого рода. Для осуществления ее мало определить цели и избрать объекты, недостаточно создать даже самые совершенные технические средства и изобрести самые секретные методы, необходимо еще идейное оружие, способное оказать желательное для антикоммунистов влияние на отдельные группы людей в странах социализма. Это оружие — реакционные по своей сущности, хотя порой внешне и безобидные, идеи и теории, злостно искаженный анализ различных сторон практики социалистического строительства и марксистско-ленинского учения, тенденциозно подобранные, больше того вывернутые наизнанку факты из действительной жизни в СССР и братских странах, тайно сфабрикованные измышления и фальсификации.
Оружие идеологических диверсантов вполне сравнимо с медленно действующим ядом, который предназначен для того, чтобы поначалу посеять сомнение, поколебать, а в конце концов убить коммунистические убеждения человека.
В идеологических диверсиях империализма давно уже не в ходу примитивные идеи антисоветизма и грубые призывы к ниспровержению социалистического строя. Ведется разработка и проверка на практике более тонкого подрывного идеологического оружия.
Наряду с индустрией средств идеологической диверсии империализм создал своего рода «научное» производство по подготовке идей и теорий, а также проведению всевозможных исследований проблем антисоветизма, борьбы против социализма, коммунизма и мирового революционного процесса.
Для этой цели в главных капиталистических странах существует разветвленная сеть учреждений и организаций (институтов, лабораторий, центров и т. п.). Например, в США в эту сеть входит 190 университетских центров и немалое число других организаций, в ФРГ — 100 учреждений, занятых «борьбой против коммунизма в духовной сфере».
Такого рода организации и учреждения ведут активную работу по изучению с позиций антикоммунизма марксистско-ленинской теории, советского общества, КПСС И государственного аппарата, внешней и внутренней политики советского государства, а также всех аспектов жизни других социалистических стран. В отличие от обычных исследовательских и пропагандистских организаций центры антикоммунизма, занятые разработкой идеологического оружия, пользуются не только более широкими возможностями для получения информационных материалов из официальных источников, но и обширной неофициальной информацией, особенно об отрицательных процессах и явлениях.
Предпринимаются даже попытки проведения своих собственных социологических исследований в странах социализма. Например, спецслужбы США намечали провести в течение пяти лет, начиная с 1967 года, широкие социологические исследования в этих странах для изучения влияния коммунистического воспитания на молодежь, отношения народов к своим правительствам и Советскому Союзу, положения дел в экономике и культуре. Эти исследования должны были помочь в выработке более действенной тактики идеологических диверсий.
Поискам эффективного идеологического оружия и его распространению посвящаются многочисленные международные конгрессы, конференции, симпозиумы и Другие сборища антикоммунистов.
Сомнительные идеологические подделки, составляющие массовую продукцию антикоммунистических центров, предназначаются для решения более или менее конкретных задач. Кроме того, в подрывных идеологических центрах подготавливается огромное количество информационного материала для сиюминутного использования, им заполняются многочисленные радиопередачи и текущие издания на социалистические страны. Этот материал, как правило, также несет антисоветскую, антисоциалистическую нагрузку, выражающуюся в подборе, подаче и интерпретации фактов.
Особо засекреченные звенья идеологических подрывных центров, обычно входящие в состав разведывательных и других специальных служб империалистических государств, заняты изготовлением рецептур наиболее крепкой антисоветской отравы, предназначенной для быстрых инъекций в социалистическое общество в период обострения международной обстановки. Это — и обыкновенные антисоветские «утки» и весьма «фундаментальные» фальшивки, предназначаемые для проведения «специальных операций». Им-то антикоммунисты придают все большее значение при разработке идеологических диверсий, рассчитанных на «тихую» контрреволюцию внутри социалистических стран, на создание в них оппозиционных групп и организаций. Такие фундаментальные «теории» и «доктрины» должны составить, по мнению их авторов, теоретическую основу идеологического противоборства капитализма с социализмом. Эти «теории» и «доктрины» призваны «научно» извратить и опровергнуть марксистско-ленинское мировоззрение в философии, социологии, экономике, истории, праве, культуре, искусстве и во всех других областях общественного сознания; «научно» обосновать вечность капитализма, необходимость «демократизации» социализма и неизбежность его постепенного перерождения и замены в социалистических странах государством буржуазной демократии.
С особым усердием идеологи антикоммунизма и их подручные от ревизионизма создают свои «концепции» против могучего движителя прогресса — марксистско-ленинского учения. Его огромная притягательная сила, связь с жизнью, способность раскрыть и объяснить проблемы современного общественного развития определяют возрастающее влияние и непреоборимую силу коммунистической идеологии в современном мире.
В расчете на идейное разоружение трудящихся антикоммунисты пытаются утверждать, что марксистско-ленинская теория перестала быть идеалом будущего, что марксизм «устарел» и нуждается в «обновлении». Новые буржуазные истолкователи Маркса говорят о якобы свойственном марксизму плюрализме, то есть о многих «национальных формах марксизма», о «разных пластах» марксистской философии, о различных «марксизмах», взаимоисключающих друг друга, об «отсутствии» цельной законченной теории марксизма. Продолжаются спекуляции на противопоставлении «раннего» и «зрелого» Маркса, а также ревизионистские попытки дополнить и подправить марксизм. Не истощаются попытки опровержения международного значения ленинизма, все так же имеет хождение выдумка «о чисто русском характере» ленинизма, который поэтому, мол, не может иметь корней в странах Запада, все так же противопоставляется ленинизм учению Маркса, все так же происходят «теоретические» фальсификации принципов и важнейших положений ленинизма, выхолащивание революционной сути марксизма-ленинизма. Сотни буржуазных профессоров и литераторов из подрывных антикоммунистических учреждений и организаций специализируются на извращении истории КПСС, практики социалистического и коммунистического строительства в СССР, достижений социализма, их значения для других стран. Нет числа предложениям об «усовершенствовании» социализма, в которых подлинно марксистско-ленинское учение подменяется утонченным, замаскированным ревизионизмом.
Немалые усилия антикоммунистических центров прилагаются к тому, чтобы сконструировать теории и концепции, которые бы приукрашивали современный монополистический капитализм, изображали бы его как особый строй, ничего общего не имеющий со старым эксплуататорским капитализмом. Для этого извращается сущность империалистических государств. В апологетических концепциях утверждается, что место старого капитализма теперь, дескать, заняло «государство всеобщего благоденствия», а современный империализм стал «народным капитализмом». Взамен безнадежно скомпрометировавшего себя понятия «капитализм» и тем более «империализм» пущены в ход термины «свободный мир», «западная демократия». Но и новые термины, кап и новые попытки выступать под чужим именем, есть чистейший обман. Не случайно международное Совещание коммунистических и рабочих партий 1969 года подчеркнуло необходимость разоблачения этих лживых концепций монополистов и их прислужников из лагеря правого оппортунизма.