Представляем маршруты по Приэльбрусью, восхождение на Эльбрус, теоретическую информацию
ПРИЭЛЬБРУСЬЕ   ЖДЁТ   ВАС!      НЕ   УПУСКАЙТЕ   СВОЙ   ШАНС!
  • ОРОГРАФИЧЕСКАЯ СХЕМА БОЛЬШОГО КАВКАЗА Стр. 1
  • Гигиена массового спорта. Глава II. Рациональный суточный режим
  • Этажи леса
  • МИНЕРАЛЬНЫЕ ВОДЫ КУРОРТА НАЛЬЧИК
  • Карта маршрута "Путешествие вокруг Эльбруса". Масштаб 1:100 000
  • Ложь и вероломство — традиционное оружие дипломатии германского империализма
  • Неплохая карта Эльбруса и части Приэльбрусья. Масштаб 1:100 000
  • Горная болезнь. История изучения
  • Краски из растений
  • ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ. ЛЕТНИЕ ИГРЫ. Стр 26
  • «    Март 2024    »
    ПнВтСрЧтПтСбВс
     123
    45678910
    11121314151617
    18192021222324
    25262728293031

    НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ РАБОТЫ ОРЕНБУРГСКОЙ ЭКСПЕДИЦИИ Легенды и были / Иван Кириллович Кирилов

    Важные государственные задачи, связанные со строительством Оренбурга и военных укреплений в Башкирии, башкирское восстание, беспокойная, сопряженная с большими опасностями походная жизнь оставляли мало досуга Кирилову, да и тот по большей части уходил на огромную переписку, которую он вынужден был вести как по делам экспедиции, так и по вопросам башкирского восстания. В 1736 г. в одном из писем к Бирону Кирилов писал, что в своем странствовании по Башкирии он десяти дней на одном месте не живет и жаловался, что его затрудняют пустыми указами. «Навещают отовсюду указами и такими, что жаль листа бумаги на ответ терять, — писал он, — только у меня время удерживают, хотя б дали мало основаться и к порядку привести, тогда мог бы на пустые требования и ответы на гуляньи писать» [47, стр. 396].

    Однако несмотря на свою исключительную занятость и на тяжелые условия походной жизни, Кирилов все же находил возможность уделять время и другим не менее важным задачам экономического и научного характера, поставленным перед экспедицией. Особенно большое значение в условиях совершенной неизученности края имели предпринятые Кириловым работы по картографированию всей территории Башкирии.

    Под руководством Кирилова и по его заданиям в Оренбургской экспедиции работали наиболее знающие и опытные геодезисты: Петр Чичагов, Аким Клешнин, Михаил Пестриков, Иван Шехонский, Степан Орликов, Александр Норов, Иван Шишков, Семен Беликов, Иван Крапивин и др. Кроме того, в качестве уполномоченных по делам экспедиции, по закупке и снабжению ее необходимыми материалами были оставлены геодезисты: Андрей Зиновьев — в Петербурге и Алексей Писарев — в Москве. С помощью геодезистов Кирилов организовал в Башкирии и за ее пределами топографические съемки, в результате которых русская картография того времени обогатилась новыми географическими картами.

    Тотчас же по приезде в Уфу он занялся проверкой на месте географических карт Уфимского уезда, составленных в 1723 г. геодезистом Исаем Крапивиным. Обнаружив в этих картах погрешности, Кирилов 24 февраля 1735 г. обратился в Сенат с просьбой ускорить отправку к нему английского капитана Джона Эльтона, «ибо, — писал он, — весьма нужно верные астрономические обсервации учинить, так как там, где прежде в здешних местах описи и обсервации чрез геодезистов были, тут найдены не токмо в длине, но и в северной широте многие погрешности, о чем сочиняется ландкарта».

    Однако Сенат медлил с отправкой Эльтона. В письме к президенту Академии наук Корфу 20 апреля 1735 г. Кирилов жалуется на то, что с ним в экспедиции ни «астронома, ни математика доброго нет», и настойчиво просит прислать к нему Эльтона. «Правда, — пишет он, — может быть сожаление есть о жалованье и о излишнем расходе на такого человека. Да что ж то стоит, — добавляет он, — когда чрез него верное известие Россия получит таким местам, коим не могли никто в Европе славные ученые люди подлинного описания достать?» [27, т. 2, стр. 706]. С помощью Эльтона Кирилов намеревался, произвести описание р. Яика и Аральского моря, что было необходимо ему «для многих резонов» и прежде всего, конечно, для осуществления широких коммерческих и военных планов, изложенных им в проектах 1733-1734 гг.

    Хлопоты Кирилова в конце концов увенчались успехом. В начале 1736 г. капитан Эльтон был уже в Уфе, где наблюдал лунное затмение. Результаты наблюдений были сообщены Кириловым 20 апреля в Академию наук. В 1737 г. Эльтон составил карту течения р. Волги от Сызрани до Царицына [17, прилож. II, №97] и произвел описание р. Яика от Верхнеяицкой пристани до казачьего городка Яика. На основании этого описания в 1738 г. геодезии прапорщиком А. Норовым была составлена карта р. Яика [17, прилож. II, № 734].

    В апреле 1735 г. И. К. Кирилов направил в Академию наук докладную записку «О приведении в совершенное исправление Российской генеральной и партикулярных ландкарт» [6, стр. 707—709].

    Считая, что организация астрономических наблюдений для определения долгот потребует больших денежных расходов, а главное — времени и, следовательно, отодвинет на неопределенный срок завершение работ по составлению Генеральной карты России, Кирилов предложил в своей записке положить в основу Генеральной карты точно измеренные крупные судоходные реки, большие проезжие дороги и почтовые тракты, а также границы губерний, провинций и уездов. Географическое содержание карт: населенные пункты, леса, поля, степи, горы, озера, болота и прочее Кирилов считал возможным заимствовать из готовых уже карт отдельных уездов и провинций, «а чего где не описано, то дополнить». Что же касается долгот и широт населенных пунктов, то он полагал, что они «сыщутся по мере дорог и рек, а паче по обсервациям астрономическим».

    Делиль нашел, что предложенный Кириловым способ в качестве временной меры мог бы явиться выходом из создавшегося положения, но при условии, что «будут сделаны точные геодезические измерения и что они будут правильно использованы при составлении ландкарт».

    Между тем Кирилов еще до получения ответа из Академии наук приказал геодезисту А. Ф. Клешнину, находившемуся на съемках в Вологодской провинции, «водою плыть и мерять» от Вологды до Архангельска, а оттуда сухим путем до Вологды и до Москвы [44, стр. 114]. Клешнин совершил это путешествие и, как это видно из его донесения, с 9 сентября 1738 г. находился в Вятской провинции, где сочинял «план городу Хлынову и от Москвы до Вологды и оттуда до города Архангельского по двум путям ландкарты».


    Предыдущая страница           Следующая страница
     
    Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.

    Другие новости по теме:

  • СЛУЖБА И. К. КИРИЛОВА В КАНЦЕЛЯРИИ СЕНАТА
  • Предисловие
  • ОРЕНБУРГСКАЯ ЭКСПЕДИЦИЯ
  • И. К. КИРИЛОВ И АКАДЕМИЯ НАУК
  • ГЕНЕРАЛЬНАЯ КАРТА И АТЛАС ВСЕРОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ
  • «ЦВЕТУЩЕЕ СОСТОЯНИЕ ВСЕРОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВА»


  • Сайт посвящен Приэльбрусью
    Copyright © 2005-2019