Представляем маршруты по Приэльбрусью, восхождение на Эльбрус, теоретическую информацию
ПРИЭЛЬБРУСЬЕ   ЖДЁТ   ВАС!      НЕ   УПУСКАЙТЕ   СВОЙ   ШАНС!
  • Горная болезнь. История изучения
  • ОРОГРАФИЧЕСКАЯ СХЕМА БОЛЬШОГО КАВКАЗА Стр. 1
  • В ЧЕСТЬ ВЕЛИКОГО СТАЛИНА Стр. 6
  • Имени любимого вождя - Георгий Гулиа Стр. 2
  • АЛЬПИНИСТСКИЕ ИТОГИ 1949 ГОДА Стр. 4
  • АЛЬПИНИСТСКИЕ ИТОГИ 1949 ГОДА Стр. 2
  • Траверс Кара-каи
  • Ложь и вероломство — традиционное оружие дипломатии германского империализма
  • Сельское поселение Тегенекли – родина советского туризма и альпинизма
  • Ледник Терскол
  • «    Ноябрь 2017    »
    ПнВтСрЧтПтСбВс
     12345
    6789101112
    13141516171819
    20212223242526
    27282930 

    Сохранение и восстановление единства природы и балкарского этноса на территории НП Приэльбрусье. Стр. 4 Кабардино-Балкария / НП Приэльбрусье

    4. Создание Национального парка «Приэльбрусье» - поворотный этап в восстановлении балкарского народа-субэтноса

    Государственный природный Национальный парк «Приэльбрусье» был создан в 1986 г. Одной из его задач наравне с охраной природных комплексов является сохранение памятников истории, культуры и других объектов. Согласно положению о Национальном парке, на его территории, в районе проживания коренного населения, допускается выделение зон традиционного экстенсивного природопользования, не разрушающего окружающую природную среду и не истощающего биологические ресурсы.

    Основные положения по лесоустройству национальных природных парков России [19] предусматривают особый порядок проведения лесоустроительных работ в местах проживания национальных меньшинств. В период подготовительных работ определяются места их проживания, численность, традиционные промыслы, степень распространения этих промыслов на лесной фонд.

    При отсутствии функциональной зоны традиционного ведения хозяйства может быть внесено предложение о ее выделении. В период проведения лесоустроительных работ определяется экологическая и фактическая емкость зоны традиционного ведения хозяйства (количество человек на 1 гектар); биологические запасы ягод и других природных ресурсов; продуктивность сенокосов, а также проводится охотоустройство. Определяется потребность в древесине для нужд коренного населения. Плановые лесоустроительные работы проводятся один раз в 10 лет; и при проведении очередного лесоустройства Национального парка «Приэльбрусье» вышеперечисленные факторы будут приняты во внимание.

    В связи с проведением мероприятий по реабилитации балкарского народа будут восстанавливаться селения, которые существовали до марта 1944 г. На территории Национального парка - это Челмас, Курму, Кылды, Кызген, Губасанты. В настоящее время администрацией города Тырныауза определены исходные данные для проектирования, планирования и застройки [6].

    Поскольку перечисленные населенные пункты были фамильными поселками, эта традиция, на наш взляд, должна быть сохранена при их восстановлении. Должны быть также соблюдены принципы балкарской архитектуры при возведении жилых зданий и хозяйственных построек (при максимальном уровне удобств, свойственных современной сельской цивилизации). Необходимо сохранить традиционные нормы природопользования и ведения хозяйства, свойственные балкарскому этносу в условиях горного ландшафта. Только в этом случае будет создана возможность для возрождения этноса и сохранения гармонии интересов человека и природы.

    Здесь задачей Национального парка является помочь этносу оставаться самим собой. Люди должны понять, что парк сможет и лес сохранить, и пастбища рекультивировать, и дороги провести, и с кормами помочь в снежную зиму или сухое лето, и содействовать в восстановлении народных традиций. В этом плане Национальный парк «Приэльбрусье» проводит значительную работу.

    После схода снежных лавин или сильных ветров образуется много ветровальной и снеговальной древесины. Силами наших работников эта древесина заготавливается, вывозится и используется для продажи населению.

    Совместно стуристско-альпинстскими организациями нами определены и промаркированы туристские и альпинистские маршруты; инспектора парка охраняют не только леса, но пастбищные и сенокосные угодья от вытаптывания их рекреантами.

    Национальным парком возрождена былая традиция народа - лечение целебными минеральными источниками. На территории парка их насчитывается более 100 с общим дебитом воды 50 млн литров в сутки. Следы ванн, высеченных в камнях близ источников, остатки примитивных приспособлений для купания, обнаруженные в верховьях рек Бакскана, Малки и других, свидетельствуют о том, что жители гор уже в отдаленные времена знали о целебных свойствах минеральных вод и использовали их для лечения (см. гл. «Живая вода Эльбруса»).

    Окрестности теплых источников живописны, с площадки выше Джилы-Су открываются редкие по красоте виды на долину реки Малки с грандиозными водопадами, на боковое ущелье Бирджалы-Су, на своеобразные скалы-замки Кала-Кулак, снежные поля и ледники Эльбруса. Жители гор всегда высоко ценили красоту окружавшего их ландшафта, поэтому эстетические ощущения играли немаловажную роль в целебном действии вод.

    В старые времена балкарцы из Баксанского ущелья направлялись к теплым нарзанам по вьючной тропе из сел. Урусбиево, по долине реки Кыртык, через перевал Кыртык-Ауш. В настоящее время к источникам проложена автомобильная дорога протяженностью 60 километров, которая начинается в городе Тырныаузе.

    С целью возврата к былой традиции народного лечения Национальным парком создается на теплых источниках благоустроенный оздоровительный комплекс. Построены жилые помещения, раздевалки, бетонные ванны для купания, дороги, мосты, тропиночная сеть. Налажено автономное электроснабжение.

    Сохранность уникального ландшафта обеспечивается путем постоянного контроля со стороны инспектора парка, а также регулированием численности рекреантов, прибывающих на источники.

    Большую работу проводит парк по благоустройству и охране нарзанных источников в долине реки Баксан и ее притоков, особенно наиболее крупного месторождения минеральных вод – Баксан-Баши-Уллу-Гара (Поляна нарзанов). Эта лечебно-столовая вода с температурой 10,5-19 °С пользуется наибольшей популярностью в народе еще с незапамятных времен; источники охотно посещаются рекреантами.

    Конечно, недостаточный уровень экологического воспитания не позволяет всем понять ту большую пользу, которую приносит населению Национальный парк своими природоохранными мероприятиями; некоторые воспринимают их как досадную помеху в достижении своей личной, сиюминутной выгоды, но всё же постепенно народное сознание начинает воспринимать нашу работу как нужную и полезную. Только природа может дать человеку силы и оптимизм, не нужно спешить «уйти в цивилизацию».

    В деле сохранения и возрождения единства природы и балкарского этноса для нас поучительны зарубежные примеры [2].

    Национальный парк Винуаз расположен во Франции, в Савойских Альпах, в горном ландшафте, сходном с нашим. Его периферийная (охранная) зона занимает 145 тыс. гектаров (территория всего нашего парка - немногим более 100 тыс. гектаров). На этих землях в 28 коммунах проживает 380 тыс. жителей. Здесь живы многие старинные ремесла и, как много веков назад, крестьяне занимаются ткачеством, скульптурой, резьбой по дереву; варят традиционные местные сыры: бофор и савойский том. Здесь живут в основном скотоводы, почти все лето проводят они на отведенных для них пастбищах, находящихся под постоянным присмотром специалистов, с тем, чтобы хозяйственная деятельность человека не могла нанести ущерба природе. В каждом селении есть своя электростанция, так как передача электрической энергии очень плохо отражается на природе - лесах и их обитателях, на почвах и ландшафте.

    Прочно входят в хозяйственную инфраструктуру своих стран национальные парки Африки [2]. Местные жители заинтересованы в национальных парках, где они могут работать и где многое делается для развития и поддержания народных промыслов.

    Большая работа проводится в США по сохранению наследия Беринга [13]. В 1980 г. был принят Национальный акт по консервации земель Аляски, где коренное население составляет органическую часть сохраняемых ландшафтов. Впервые были признаны права людей, живущих на данной территории. Эти люди восприняты как значимый элемент парков и резерватов, а не как неблагоприятный фактор для этих территорий. Что касается охотников и собирателей лесных даров (а некоторые из них обладают тысячелетней родословной), их рассматривают как естественную и признанную часть различных экосистем в пределах ими занимаемых родных земель. На них смотрят как на уцелевший культурный фактор мира предков, из которого все когда-то вышли. Их знания о земле и животных, умение выживать, духовная взаимосвязь с природой является примером того, каким мир был всего лишь несколько тысяч лет назад.

    Опыт работы зарубежных природных национальных парков с коренным населением говорит о том, что несмотря на адаптационные изменения, общие для всей планеты процессы урбанизации, навязывание чуждого для данного этноса «цивилизованного» образа жизни, коренные народы делают свой собственный выбор культуры в контексте переплетающихся традиционных и современных понятий. Искусственная консервация культуры этноса в данном случае противопоказана.

    Охота, рыболовство, скотоводство и другие традиционные формы деятельности, осуществляемые в целях поддержания условий существования, а также использование земли под жилье, должны допускаться на таких уровнях и такими средствами, чтобы поддерживать парковые территории в благополучном состоянии. Следует использовать традиционные знания коренных жителей, чтобы разумно управлять ландшафтами. Недопустимо создание подобия резервации, инсценирования прошлого. На территории природного парка должна осуществляться комплексная охрана природного и исторического наследия, как указывается в положении о Национальном парке «Приэльбрусье».

    Даже при полном восстановлении всех балкарских этнических поселений люди в них должны жить не как в музее народного быта, напоказ для рекреантов, а согласно своим традициям, потребностям повседневного быта и уклада. Сама природа способствует формированию наследия этноса, осознания им самого себя.

    Хотя Национальный парк «Приэльбрусье» образован в 1986 г. (длительное время занял организационный период), с проблемой восстановления единства субэтноса и природы мы столкнулись сравнительно недавно; в основном это связано с реабилитацией балкарского народа как жертвы политических репрессий. Ранее, в так называемый период застоя, считалось, что все хорошо, и национальной проблемы как таковой не существует: природу нужно охранять, а этнос (субэтнос) пусть выживает, как хочет. Однако жизнь показала, что нельзя охранять природу саму по себе, что существует жесткая связь, точнее, единство и взаимоотношения между ландшафтом и населяющим его этносом. Насильственное их разделение грозит деградацией и гибелью обоих компонентов.

    Надеемся, что наша деятельность, направленная на сохранение и восстановление как уникального ландшафта, так и части балкарского этноса - баксанского субэтноса, - принесет весомую пользу.

    Настоящая работа нами продолжается в аспекте ее углубления и практического применения.

     
    Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.

    Другие новости по теме:

  • Содержание
  • Для чего создан Национальный парк
  • Научная проблема НП Приэльбрусье: Изучение, охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов
  • Сохранение и восстановление единства природы и балкарского этноса на территории НП Приэльбрусье. Стр. 3
  • Библиография
  • ЗАКЛЮЧЕНИЕ
  • Сохранение и восстановление единства природы и балкарского этноса на территории НП Приэльбрусье. Стр. 1
  • Сохранение и восстановление единства природы и балкарского этноса на территории НП Приэльбрусье. Стр. 2
  • Лучше гор могут быть только горы. Ледники.
  • Зелёный наряд Приэльбрусья. Часть 1


  • Сайт посвящен Приэльбрусью
    Copyright © 2005-2015