Представляем маршруты по Приэльбрусью, восхождение на Эльбрус, теоретическую информацию
ПРИЭЛЬБРУСЬЕ   ЖДЁТ   ВАС!      НЕ   УПУСКАЙТЕ   СВОЙ   ШАНС!
  • Горная болезнь. История изучения
  • ОРОГРАФИЧЕСКАЯ СХЕМА БОЛЬШОГО КАВКАЗА Стр. 1
  • В ЧЕСТЬ ВЕЛИКОГО СТАЛИНА Стр. 6
  • Имени любимого вождя - Георгий Гулиа Стр. 2
  • АЛЬПИНИСТСКИЕ ИТОГИ 1949 ГОДА Стр. 4
  • АЛЬПИНИСТСКИЕ ИТОГИ 1949 ГОДА Стр. 2
  • Траверс Кара-каи
  • Ложь и вероломство — традиционное оружие дипломатии германского империализма
  • Сельское поселение Тегенекли – родина советского туризма и альпинизма
  • Ледник Терскол
  • «    Сентябрь 2017    »
    ПнВтСрЧтПтСбВс
     123
    45678910
    11121314151617
    18192021222324
    252627282930 

    Сохранение и восстановление единства природы и балкарского этноса на территории НП Приэльбрусье. Стр. 1 Кабардино-Балкария / НП Приэльбрусье

    1. Соотношение между этносом и ландшафтом. Общие положения

    Советский энциклопедический словарь (1987 г., издание 4-е) дает определение этнической общности (этноса) как «исторически возникший вид устойчивой социальной группировки людей, представленный племенем, народностью, нацией».

    Своеобразную, неординарную теорию этногенеза излагает в своих трудах выдающийся историк, географ и этнолог Л. Н. Гумилев. Его понятие этноса отличается от академического и формулируется как «устойчивый, естественно сложившийся коллектив людей, противопоставляющий себя всем другим аналогичным коллективам, что определяется ощущением комплиментарности (ощущение подсознательной взаимной симпатии (антипатии) членов этнических коллективов, определяющее деление на «своих» и «чужих» [3, 501]), и отличающийся своеобразным стереотипом поведения, который закономерно меняется в историческом времени. Каждый этнос в той или иной степени внутренне неоднороден: внутри него выделяются субэтносы, консорции и конвиксии, которые могут возникать и распадаться, причем ощущение единства этноса как целого у их членов не теряется. Группа близких между собой этносов составляет суперэтнос» [3, 540].

    Л. Н. Гумилев внес в учение об этносе системный подход, его концепция этноса существенно отличается от бытовавших ранее представлений. Поскольку цель данной публикации - установить, как осуществляется и может быть сохранено или восстановлено единство природы и балкарского этноса на небольшой территории Национального парка «Приэльбрусье», прежде всего следует остановиться кратко на взаимодействии человечества и природы в более широком плане, а затем дедуцировать к нашей теме; надлежит проследить характер антропогенного фактора ландшафтообразования с учетом деления человечества на этнические коллективы.

    Говоря об этносах в их отношении к ландшафту, Л. Н. Гумилев избирает исходным принципом явление биоценоза, под которым понимается «закономерный комплекс форм, исторически, экологически и физиологически связанных в одно целое общностью существования» [3, 359]. Следовательно, люди также входят в биоценозы населяемых ими биохоров. Биоценоз - образование устойчивое; формы, его составляющие, связаны цепью питания. Характерной особенностью биоценозов является постоянная соразмерность между числом особей во всех формах комплекса.

    Человек входит в биоценозы как верхнее, завершающее звено и подвластен эволюции природы. Люди являются элементами структурно-системных целостностей, включающих в себя (наряду с человеком) доместикаты (дом. животных, культурные растения), ландшафты, богатства недр и проблемы взаимоотношения с соседями, ту или иную динамику социального развития, а также то или иное сочетание языков и элементов материальной и духовной культуры. Такую динамическую систему Л. Н. Гумилев называет этноценозом [20, 57]. Она возникает и рассыпается в историческом времени, оставляя после себя памятники человеческой деятельности, а на земной поверхности - неизгладимые следы.

    Человек и ландшафт тесно связаны между собой и взаимно влияют друг на друга. Как писал В. И. Вернадский, «человек и в его индивидуальном, и в его социальном проявлении теснейшим образом закономерно, материально-энергетически связан с биосферой: эта связь никогда не прерывается, пока человек существует...» [21, 56].

    Наблюдаемое разнообразие человечества объясняется жесткой системой «ландшафт - этнос». Человек не только приспосабливается к ландшафту, но и путем труда приспосабливает ландшафт к своим нуждам и потребностям. К сожалению, влияние человека на ландшафт далеко не всегда бывало благотворным. Хищническое обращение человека с природой существует при всех формациях и вряд ли может рассматриваться как результат особенностей социального прогресса. При всех формациях человек деформирует природу.

    Однако изменение природы не всегда является результатом постоянного воздействия человека на нее; это следствие кратковременных состояний в развитии народов, то есть процессов творческих, тех, которые являются стимулом этногенеза [3, 74].

    Творческое преображение этнических коллективов и сопутствующее ему антропогенное видоизменение ландшафтов происходят в разных точках поверхности Земли своего рода толчками, после чего следуют периоды затухающей инерции, переходящие в устойчивое состояние равновесия между этносами и окружающей географической средой.

    Географический ландшафт воздействует на организмы принудительно, заставляя все особи варьировать в определенном направлении, насколько это допускает организация вида. Тундра, лес, степь, пустыня, горы и т. д. -все это накладывает особый отпечаток на организм. Те виды, которые не в состоянии приспособиться, должны переселиться в другой географический ландшафт или вымереть. Этнос приспосабливается к определенному ландшафту в момент своего складывания, формирования; при переселении или расселении этнос ищет себе область, похожую на ту, в которой он сложился [3, 104].

    Устойчивый ландшафт стабилизирует этнос, и причин для создания нового этноса не возникает. Если же ландшафт меняется вследствие резких климатических изменений, то этнос, теряя привычные условия, нищает; численность его сокращается, и возможно либо вымирание, либо миграция в поисках привычных условий [3, 104].

     
    Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.

    Другие новости по теме:

  • Содержание
  • Сохранение и восстановление единства природы и балкарского этноса на территории НП Приэльбрусье. Стр. 3
  • Сохранение и восстановление единства природы и балкарского этноса на территории НП Приэльбрусье. Стр. 2
  • Сохранение и восстановление единства природы и балкарского этноса на территории НП Приэльбрусье. Стр. 4
  • Библиография
  • ЗАКЛЮЧЕНИЕ
  • Научная проблема НП Приэльбрусье: Изучение, охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов
  • Для чего создан Национальный парк
  • Голубое ожерелье гор
  • Зелёный наряд Приэльбрусья. Часть 1


  • Сайт посвящен Приэльбрусью
    Copyright © 2005-2015