Представляем маршруты по Приэльбрусью, восхождение на Эльбрус, теоретическую информацию
ПРИЭЛЬБРУСЬЕ   ЖДЁТ   ВАС!      НЕ   УПУСКАЙТЕ   СВОЙ   ШАНС!
  • ОРОГРАФИЧЕСКАЯ СХЕМА БОЛЬШОГО КАВКАЗА Стр. 1
  • Гигиена массового спорта. Глава II. Рациональный суточный режим
  • Этажи леса
  • МИНЕРАЛЬНЫЕ ВОДЫ КУРОРТА НАЛЬЧИК
  • Карта маршрута "Путешествие вокруг Эльбруса". Масштаб 1:100 000
  • Ложь и вероломство — традиционное оружие дипломатии германского империализма
  • Неплохая карта Эльбруса и части Приэльбрусья. Масштаб 1:100 000
  • Горная болезнь. История изучения
  • Краски из растений
  • ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ. ЛЕТНИЕ ИГРЫ. Стр 26
  • «    Март 2024    »
    ПнВтСрЧтПтСбВс
     123
    45678910
    11121314151617
    18192021222324
    25262728293031

    О Балкарии и балкарцах. На рубеже двух эпох. Часть 3 Кабардино-Балкария / Балкария и балкарцы

    Михаил Георгиевич Афанасьев, заведующий Костекским сельским училищем, писал, что в одноименном населенном пункте проживали кумыки, казикумыки, ногайцы и персы.

    В «Трудах» Абрамовской комиссии об ингушах и осетинах читаем: «Население Джераховского общества принадлежит к ингушевскому племени. Народ этот, находясь с давних времен в близком соседстве с осетинами Тагаурского общества, часто принимал в свою среду осетин на жительство и, в свою очередь, поселялся в Осетии, вступая с ними в родственные связи, и таким образом принял от них язык и многое из нравов и обычаев осетинского народа...»

    В разделе «Чеченцы» книги «Народы Кавказа» Б. А. Калоев со ссылкой на ЦГА ЧИАССР (ф. 586, д. 27, л. 78) выделяет среди чеченцев такие тайпы, как Тарковская, Джаевская и Кубачинская из Дагестана, Черкесская и Грузинская, названия которых говорят сами за себя.

    Обследования, проведенные нами в 1968 – 1975 годах в кабардинских селах Малка, Сармаково, Шордаково, показали, что носители ряда фамилий здесь – потомки пришельцев: Моловы – из Абадзехии, Аговы и Аджиевы – из абазин, Капашаровы – из Балкарии, Казаковы – с Кубани, Евсеевы – из-под Георгиевска, Кумыковы – из Дагестана, Кербиевы – из Сванетии.

    В верховьях Черекского ущелья Тепцова и его спутников встречало радостное, оживленное, закончившее трудовой день население Ишканты, Кюннюмов, Мухола, Шаурдата. Они с интересом наблюдали за женщинами с веретенами в руках, беседовавшими между собой и ни на минуту не отвлекавшимися от дела, за «толпами ребятишек», за степенными седовласыми аксакалами, сидевшими на ныгышах. И это «непонятное соединение труда и веселья», улыбавшиеся лица, теплый вечер уходившего трудового дня заметно приподняли настроение путешественников, повлияв на их доброе отношение и расположение к жителям общества.

    На одном из склонов по пути в Зарашкы им встретилось несколько девушек, шедших с кувшинами от родника. Устроив кувшины на плечах, они умудрялись еще и вязать на ходу.

    Между поселениями путешественники увидели тщательно обработанные пашни: «Во всем видна заботливость, а главное чистота и аккуратность...»

    В. Я. Тепцов первый из дореволюционных авторов обратил внимание на возможность и необходимость занятий черекцев садоводством. Его пожелания сбылись гораздо позже: сейчас в ущелье разведены прекрасные сады, где выращиваются одни из лучших в республике сорта фруктов.

    На протяжении всего очерка автор подчеркивает трудолюбие народа, отмечая, что «каждый балкарский аул – фабрика для сукон, что эта работа идет здесь беспрестанно, поспешно и составляет гордость для Балкарии», что балкарцев отличает чувство собственного достоинства, простота, этикет взаимоотношений и скромность в поведении, особенно это касалось женщин.

    Приводит Тепцов и материал о тонкостях обычая гостеприимства. Так, если гость, приезжая в село, попадает в общесельскую кунацкую, то он становится гостем всех жителей села и общества, если же к кому-либо из сельчан или старшине, то их гостем. Необоснованно его утверждение, что гостей мог встречать только хозяин дома. На самом деле это мог сделать, если хозяин отсутствовал, старший из сыновей, кто-либо из мужчин – членов патронимии и даже пожилые женщины, пользовавшиеся уважением и почетом в обществе. Примером может служить встреча Сергея Анисимова с сыном чегемского старшины учеником 6-го класса Владикавказского реального училища Султаном, о которой он вспоминал: «Отца не было дома, и он принимал нас, как хозяин, по-горски, по всем обычаям гостеприимства».

    Тепцов отметил, что гостей обслуживает чаще всего молодой член семьи или родственник.

    Интересно, что церемониал обслуживания гостей у балкарцев во многом был похож на то, как это водилось в Северном Казахстане. Гости, например, после мытья рук перед угощением в образных выражениях, даже в форме стиха, благодарили обслуживающего.


    Предыдущая страница           Следующая страница
     
    Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.

    Другие новости по теме:

  • О Балкарии и балкарцах. В завершение сказанного
  • О Балкарии и балкарцах. На рубеже двух эпох. Часть 9
  • О Балкарии и балкарцах. На рубеже двух эпох. Часть 8
  • О Балкарии и балкарцах. На рубеже двух эпох. Часть 7
  • О Балкарии и балкарцах. На рубеже двух эпох. Часть 6
  • О Балкарии и балкарцах. На рубеже двух эпох. Часть 5
  • О Балкарии и балкарцах. На рубеже двух эпох. Часть 2
  • О Балкарии и балкарцах. На рубеже двух эпох. Часть 1
  • О Балкарии и балкарцах. Впервые с научными целями. Часть 1
  • О Балкарии и балкарцах. Предыстория вопроса


  • Сайт посвящен Приэльбрусью
    Copyright © 2005-2019