Представляем маршруты по Приэльбрусью, восхождение на Эльбрус, теоретическую информацию
ПРИЭЛЬБРУСЬЕ   ЖДЁТ   ВАС!      НЕ   УПУСКАЙТЕ   СВОЙ   ШАНС!
  • Горная болезнь. История изучения
  • ОРОГРАФИЧЕСКАЯ СХЕМА БОЛЬШОГО КАВКАЗА Стр. 1
  • В ЧЕСТЬ ВЕЛИКОГО СТАЛИНА Стр. 6
  • Имени любимого вождя - Георгий Гулиа Стр. 2
  • АЛЬПИНИСТСКИЕ ИТОГИ 1949 ГОДА Стр. 4
  • АЛЬПИНИСТСКИЕ ИТОГИ 1949 ГОДА Стр. 2
  • Траверс Кара-каи
  • Ложь и вероломство — традиционное оружие дипломатии германского империализма
  • Сельское поселение Тегенекли – родина советского туризма и альпинизма
  • Ледник Терскол
  • «    Ноябрь 2017    »
    ПнВтСрЧтПтСбВс
     12345
    6789101112
    13141516171819
    20212223242526
    27282930 

    Нарушение гармонии Горы и природа

    Нарушение гармонии  в отношениях человека и природы привело к нарушению гармонии внутри самого человека.   Следствием этого явилась идеология потребления.

     

    Задумали чиновники превратить Северные склоны Эльбруса в грандиозный курортный зимний комплекс. Ну, кому-то надо куда-то деньги вложить. Действительно надо, если их немеряно. Дополнительные места, глядишь, появятся, да и деньги рекой потекут, в том числе и из-за дальнего рубежа. Кстати, в появление клиентов и бешеных денег что-то слабо верится. Ну, очень слабо! Жизнь отвергает такую установку. Богатые едут преимущественно в другие горы и увозят от нас, к сожалению, эти самые бешеные бабки. А когда приедут они, эти богатые к нам – прогнозы, прямо скажем, неутешительные.
    Начали дорогу делать из Кисловодска в Жылы-суу без серьёзной экологической экспертизы и пожалуйста: оползень исковеркал территорию народного курорта. А я скажу вам, господа чиновники: не стройте там никакой ни курорт, не нарушайте природный баланс, не тревожьте традиционное животноводство. Если вам мало трасс Чегета и юга Эльбруса, езжайте в Карачаево-Черкессию. Это рядом, всего на 100 км дальше, чем в Приэльбрусье. Там в Домбае тоже есть отели и трассы, да и высота для вас и сложность трасс опять-таки подходящие.
    Еду из Жылы-суу в Кисловодск, а в районе турбазы «Долина нарзанов» дорогу делают. Да такую, что у меня мурашки по телу: горы срывают, скалы в щебень превращают. Что же вы делаете? Когда такая многополосная дорога придёт в Жылы-суу, что будет с той природой, ради которой сейчас люди едут в Северное Приэльбрусье? Отвечаю любознательным: не станет той изумительной нетронутой природы, не будет той чистой экологии, что была раньше. Интересно, делали ли в этот раз экологическую экспертизу? Приглашали ли на совещания специалистов национального парка «Приэльбрусье»? Они согласны на вмешательство тяжёлой строительной техники в жизнь хрупких природных сообществ?
    А канатная дорога на вершину Эльбруса? Разговорчики в кулуарах идут, видите ли. Бред какой-то! Даже объяснять не хочется. Всё дело в том, что эти разговорчики потом можно выдать за глас народа и вперёд! Посмотрим кто кого! Даешь канатку на вершину Эльбруса! Каждый гражданин России и других государств может ступить на макушку высочайшей горы Европы! Нонсенс, бессмыслица! Интересно, что медики скажут!? Уж лучше взорвать Эльбрус и разровнять место бульдозерами.
    На десятки тысяч рублей национальный парк «Приэльбрусье» оштрафовал администрацию отеля «Балкария» за то, что они стали строить общественно полезный заградительный противолавинный комплекс без разрешения национального парка. А комплекс нужен был, чтобы уберечь проезжую часть дороги от лавин в районе поляны Азау. Администрация отеля «Балкария» заплатила штраф и строительство бросила. Этому казусу уже несколько лет. Спасибо, Бог миловал! Лавины в этом месте не сходили. Конечно, и это правильно, любое воздействие на природу нужно согласовывать со специалистами национального парка. Но в данном конкретном случае можно было и нужно пойти на компромисс. Сейчас трест IBC Промстрой без разрешения парка поставил ещё более масштабные противолавинные сооружения. НП «Приэльбрусье» молчит, как рыба об лёд. Не виню я ни национальный парк, ни строительную фирму. Может это подковёрные интриги высокой политики, может, надавили на них круто из самых дальних далей – куда денешься. Где справедливость, чёрт возьми!? Спрашиваю я у того Главного чиновника с той будущей конференции.
    Обещаю всем молодым и старым независимо от пола и расовой принадлежности: строить канатную дорогу на перевал Чипер-Азау, что в Главном Кавказском хребте, не будут. По крайней мере, ещё лет десять, возможно двадцать. Не нужна она. Склонов Эльбруса вполне хватает при нынешней загрузке. Трудности можно преодолевать и немного дальше от государственной границы. Например, в ущелье Юсенги, на пике Терскол, осваивая склоны Эльбруса со стороны Ледовой базы. Знаете где это? Прекрасные места, доложу я вам, ребята! И не просите у государства и не вкладывайте деньги в сомнительные прожекты, не выбрасывайте их на ветер. Они народные. Не ваши, господа чиновники! Богатый инвестор может позволить себе причуду и построить канатку через провал ущелья Азау аж на перевал Чипер-Азау. А дальше что? А дальше нужно усиленно охранять, а может и защищать строения комплекса. Они ведь будут совсем рядом, буквально в десятке метров от государственной границы России с недружественным государством – Грузией. За примерами далеко ходить не надо.
    Вдоль речки Азау между поляной Азау и поселком Терскол хотят строить подпорную стену, чтобы защитить новую дорогу от разрушительного действия лавин. Это будет Великая Ненужная Стена. Шутка. Рассмотрим всесторонне этот вопрос. Во-первых, на эту стену нет экологической экспертизы. Во-вторых, это будет очень мощное сооружение из тысяч (может на порядок-два больше) тонн цемента и металла. В-третьих, ещё неизвестно защитит ли она от мощной лавины. В 1976 году из верхнего цирка вершины Донгуз-орун-гитче-чегет-кара-баши сошла лавина, которая несла почти полтора миллиона кубических метров снега. На протяжении километра ущелье было засыпано толщей снега в 6 (шесть!) метров. И это не предел, особенно в настоящее время, когда люди начали активно перекраивать горный рельеф и нарушать тысячелетиями сложившееся экологическое равновесие. На те деньги, что вложат в строительство подпорной стенки, можно построить заново посёлок Терскол, жилому фонду которого можно справлять юбилей. 50 лет стоят под натиском стихий двухэтажные здания, больше похожие на бараки. Это доброкачественное советское наследие. Не пора ли нам пора? Не ставить заплатки, а покупать новый кафтан?
    Можем ли мы обойтись без подпорной стенки? В последние десятилетия с активизацией работ противолавинного подразделения Северо-Кавказской военизированной службы Росгидромета на участке Азау – Терскол большие лавины не сходят. «Пушкари», так называют сотрудников противоградовой службы местные жители, могут обстреливать лавины с точным попаданием снарядов в нужное место в полной темноте, в любых метеоусловиях. Кроме того противолавинная служба Росгидромета в обязательном порядке проводит профилактические мероприятия, обстреливая и в хорошую погоду лавиноопасные склоны, а также закрывая лавиноопасные участки для посещения. А это значит, можем мы обойтись без ВНС, тем более что она не гарантирует, на мой взгляд, полную безопасность. А те огромные средства, которые зависнут в воздухе, пустить на строительство современного посёлка с современной инфраструктурой.
    Кроме того, планируется, по непроверенным сведениям, расширение федеральной дороги. Если это так, она сможет успешно функционировать на два потока, то есть туда и обратно. И не стоит измышлять искусственную петлю не шее поляны Азау с обратным потоком автомобилей, идущую вдоль берега речки Азау, подставляющую автолюбителей под удары лавин и губящую гектары уникального соснового леса. Тем более, что лавиноопасных дней, когда лавина может перекрыть дорогу Азау-Терскол, не так и много.
    Ещё один прожект: хижина на седловине Эльбруса. Так ли нужна она, как пытаются доказать. А кто, к примеру, доказывает, что нужна. В основном доказательства идут сверху и сбоку. Но не снизу. Вот здесь остановимся и подумаем. Конечно, она нужна. Спасёт она несколько человек, которые в спасательной службе не зарегистрировались, которые по своим кондициям могут добраться только до седловины, которые смогли подняться на Эльбрус, а на спуск сил уже не осталось. И вообще этот вопрос можно рассматривать сравнительно. Почему бы марафонцу, бегущему 42 километра 195 метров, не поставить финиш на тридцатом? Штангисту, поднимающему 100 килограмм не снизить вес до 80. Как всем было бы прекрасно и весело.
    Изучить эту проблему нужно совсем с другой стороны. Во-первых, нужно официально на уровне соответствующих министерств официально поддержать две головные организации, члены которых организованно ходят в горах: туристско-спортивный Союз России и Федерацию альпинистов и скалолазов России. Нужно, чтобы члены этих организаций ходили в горы с членскими удостоверениями и маршрутными книжками. Мы будем знать, идут обученные люди, которые не будут нарушать правила нахождения в горах, не будут ухудшать экологию. Всех, кто не имеет этих удостоверений немедленно выдворять за пределы национального парка «Приэльбрусье». Или с их согласия давать им квалифицированного инструктора и какой-нибудь посильный разработанный и утверждённый маршрут. Пусть смиряют собственную гордость и снижают планку амбиций. И как только, так сразу.
    Национальный парк «Приэльбрусье», сотрудники канатной дороги, учебно-тренировочной базы «Мир» и приютов сообща делают большое дело, очищая Эльбрус от продуктов жизнедеятельности туристов и альпинистов. Было бы неплохо вменить контролёрам парка, администрациям УТБ и приютов в обязанность проверку разрешительных документов на туристский поход или восхождение, а также членских билетов туристской или альпинистской организаций.
    У большой части местного населения не вызывают сомнений слухи о передаче части земель национального парка «Приэльбрусье» местной администрации. И если национальный парк в силу своего статуса не может отдавать землю в аренду, то администрация поселения Эльбрус будет иметь право на продажу этих земель в частное владение. Приобретать землю в собственность смогут только богатые люди. А это не местные жители.
    Вопросы безопасности всегда нужно ставить во главу угла. Канатные дороги не люди – они в основном железные. Но всё равно ломаются: металл устаёт от длительной работы при резких перепадах температур, отключается электричество и канатные дороги перестают работать. Люди остаются в креслах, гондолах, вагончиках. Кто должен помочь им спуститься вниз? Кто должен сберечь здоровье и жизнь людей? Правильно, спасатели. И они, рискуя жизнью, в любую погоду лезут к беспомощным людям, оставшимся в гондолах и вагончиках. И помогают им. И спасают их. Но самое главное, спасённые люди начинают верить, что всё не так уж и плохо, что стоит ездить сюда, где всегда помогут, предупредят, спасут. А сами спасатели канатных дорог? Они даже не застрахованы, и в результате производственной травмы могут остаться калеками на всю жизнь или, не дай Бог, погибнуть. Кто будет кормить их и их семьи? Кто?
    Строительный бум в Приэльбрусье продолжается нарастающими темпами. Строятся уже не современные хижины альпийского типа с горячей водой и туалетом в каждом номере, а комфортные гостиницы города средней руки.  Владельцы этих монстров надеются, что когда-нибудь, может очень скоро, они будут получать баснословную прибыль. Очнитесь! Оглянитесь вокруг. С каждым годом ситуация с заполнением мест ухудшается, а ценовая политика не меняется.
    А теперь посмотрите, что происходит на загнивающем Западе. Австрийская деревушка Langenfeld готова разместить на отдых 200 человек. По окончании срока пребывания гости платят за все услуги (проживание в отеле, питание в ресторане, развлечения) столько, сколько посчитают нужным. В проекте участвуют 16 отелей, 4 ресторана, 7 развлекательных центра. К услугам туристов рафтинг, велопрогулки, туристические экскурсии, подъем в горы, плавание в бассейне, культурные мероприятия и СПА-уход.  По словам автора идеи Мартина Зантера, Langenfeld становится преуспевающим туристическим центром. Местные жители уверены в качестве предоставляемых ими туристических услуг, что позволяют гостям самим оценить качество отдыха в этой местности.        С одной стороны, это оригинальный PR–ход, но, в то же время, и маркетинговое исследование, позволяющее выявить туристические предпочтения. 
    Отель Rancho Bernardo Inn в Сан-Диего проявил изобретательность в ценообразовании: постояльцам предлагается отказываться от тех или иных удобств (и тем самым сбивать цену) до тех пор, пока стоимость проживания станет необременительной для кошелька. Так, базовая стоимость двухместного номера с завтраком составляет $219. А далее — в порядке убывания перечня услуг и стоимости: $199 без завтрака, $179 без бара, $159 без кондиционера, $139 без подушек, $109 без одеял, $89 без освещения, $59 долларов без белья, $39 без удобств и, наконец, $19 без кровати.
    Характерной чертой возводимых в Приэльбрусье строений является наличие в них исключительно жилого фонда, торговых точек и общепита. Никаких спортивных и развлекательных сооружений нигде не предусмотрено, кроме гостиничного комплекса «Эльбрус», «Балкария», «Эльба» и, возможно, некоторых других.  По-минимуму, есть прокат горного снаряжения, бильярд, сауна.
    Национальным парком «Приэльбрусье» предусмотрено оборудование новых бивуаков на туристских маршрутах и наличие обученного персонала для обслуживания отдыхающих на маршрутах с активными способами передвижения, что представляется особенно необходимым для территорий с горным типом рельефа в условиях особо охраняемой природной территории. Передвижение контролируемых групп под руководством специально обученных гидов позволит улучшить экологическую ситуацию, так как гиды будут водить группы отдыхающих только по согласованным маршрутам в обход особо чувствительных к антропогенному воздействию природных сообществ.
    Федеральный Закон от 05.02.2007 №12-Ф3 «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» вступил в силу 1 июня 2007 года. Закон, в частности, уточняет, что в договоре о реализации туристского продукта должна содержаться информация о потребительских свойствах туристского продукта – о программе пребывания, маршруте и об условиях путешествия, включая информацию о средствах размещения, об условиях проживания и питания, услугах по перевозке туриста в месте временного пребывания, о наличии экскурсовода, гида-переводчика, инструктора-проводника, а также о дополнительных услугах.
    В разделе «Обеспечение безопасности туризма» очень чётко сказано, что туроператоры, турагенты, организации, осуществляющие экскурсионное обслуживание, обязаны пользоваться услугами инструкторов-проводников, если организуемые ими путешествия связаны с прохождением туристами (экскурсантами) маршрутов, представляющих повышенную опасность для жизни и здоровья туристов (экскурсантов) (п.8 ст.1 Закона)  
    Директора или владельцы горных баз отдыха в ближайшее время дождутся того светлого часа, когда к ним совершенно неожиданно приедет комиссия из какой-нибудь полномочной организации и закроет базы одну за другой из-за отсутствия на них аттестованных инструкторов или, в крайнем случае, гидов-проводников. Да вдобавок ещё и оштрафует за несоблюдение Закона. Убытков, которые понесёт база, хватит, чтобы содержать нескольких гидов.
    Ни для кого не секрет, что в современных условиях нужен более высокий уровень теоретической и практической подготовки всех, кто работает с людьми на туристских и альпинистских маршрутах. Нужно учитывать, что в случае необходимости при отсутствии специальных навыков им всё равно придётся оказывать необходимую помощь терпящим бедствие в горах. Кроме того, всем известно, что уровень безработицы среди местного населения очень высок.    Назрела необходимость подготовки новых специалистов и повышении квалификации уже работающих инструкторов на местах с трудоустройством их на базы отдыха в Приэльбрусье.
    Приближается зима. Надеюсь, трассы Эльбруса и Чегета будут заполнены. Это здорово! У местных жителей появится работа. Но для инструкторов и спасателей начнётся опасная, чреватая травмами жизнь. Все горнолыжники, в том числе и новички, не умеющие справляться со скоростью, будут гонять по склонам, пренебрегая правилами и запретами. Вопиющий случай: зимой 2009 года старший инструктор центра активного отдыха «Терскол» Владимир Белиловский на склонах Эльбруса ниже Старого кругозора попался такому гонщику-экстремисту (не экстремалу) на пути. Тот на большой скорости сбил его и, не останавливаясь, покатил дальше. Его так и не удалось найти. Спасатели в акье транспортировали Владимира Львовича на поляну Азау. У него оказался сложный перелом бедра. Уже прошло более полугода, а кости пока так и не срослись. Автор статьи в результате многолетней инструкторской деятельности имеет сотрясение мозга с дальнейшими последствиями, разрыв коленных связок, растяжение голеностопа и просто различные опасные падения в результате наездов лыжников. Что же делать? Наверное, пора возвращать поисково-спасательной службе контрольные функции. Спасатели 60- и 70-х годов прошлого века вспоминают, что травм было значительно меньше. И это не потому, что на склонах было меньше горнолыжников. Нет. Бывший спасатель Чегета Александр Кондратьев вспоминает, что у таких экстремистов он просто для профилактика забирал на сутки-двое лыжи. Очень действенное средство. А сколько это средство сэкономит денег нашему государству! Подумайте над этим, господа чиновники верхних ступеней спортивной власти.  И примите адекватные меры.
    Ну и ещё по мелочи. Едут люди в Приэльбрусье. В городах Кавминвод и Нальчике пересаживаются в автобусы и маршрутки. Неплохо, если бы в пассажирском автотранспорте, хотя бы государственном, для всеобщего обозрения висели расценки на проезд, дабы исключить саму возможность злоупотреблений. Были случаи.
    Неплохо бы спроектировать лыжню, по которой с поляны Азау можно было в любое время прокатиться с ветерком и не напрягаясь до любой из баз Терскола и Чегета. А те, кто сильно устал, может быстро и без проблем добраться до своего отеля на такси. Благо, они различной вместимости тусуются возле канатки
    Небольшие частные кафе, прокаты и магазинчики на поляне Чегет и Азау подчас кормят целую семью. И ликвидация их или любое перемещение с устоявшегося места неправильно. Я не буду развивать эту тему, и так всё ясно и понятно. Местным органам власти нужно озаботиться этой проблемой и решить её в пользу местных жителей
    Вообще-то время ещё есть, но остаются некоторые непонятки. Будут ли делать профилактические работы на уже готовых трассах. А то ведь время упустим, а потом будет не до того… Думаю пора приступать. Сани, как и трассы нужно летом готовить! В крайнем случае, осенью.
    Для повышения  квалификации сотрудников предприятий, расположенных на территории с особо охраняемым природным режимом, для улучшения качества обслуживания посетителей, для обеспечения повышенной безопасности посетителей на природных территориях с сильно расчлененным рельефом настоятельно необходимо создать в Приэльбрусье постоянно действующую Школу горных гидов для особо охраняемых природных территорий.   Туристско-спортивный союз России готов провести в Приэльбрусье горную школу любой направленности и уровня для местной молодёжи по специально разработанной программе. Вопрос согласован с Президентом ТССР Сергеем Пановым. Но где же заинтересованные организации? Их в Приэльбрусье нет! Вот это да! Деньги качать – мы готовы круглые сутки, а потратить часть этих денег на обучение своей молодёжи хорошей престижной профессии – нас рядом нет.
    Приказом Министерства имущественных отношений РФ функции аренды земли изъяты у национальных парков России и переданы в ведение Министерства имущественных отношений соответствующих субъектов Федераций, в Кабардино-Балкарии эти функции были переданы Министерству имущественных отношений республики. Причём, интересный факт, они остались в «Положении о национальном парке «Приэльбрусье». И если раньше, т.е. до передачи у местных жителей ещё были шансы получить землю в аренду, то теперь, увы, нет. Я не буду останавливаться на тонкостях. Просто, поверьте на слово.
    Теперь, у национального парка   есть ещё один шанс сохранить свою целостность и сберечь Природу: можно на территории парка соорудить инфраструктуру для  организации рекреационной деятельности и следующий шаг, взять эту инфраструктуру в аренду. Это первое.  Можно раздать эту инфраструктуру в аренду местным жителям. Просто бесплатно раздать и спрашивать с низ чистоту и порядок на арендуемой территории. Это второе. Ну, очень простая схема. Но, странно, почему-то она не действует. Почему?
    И в то же время Приэльбрусье теряет свою рекреационную ценность из-за сверхнормативной (я основываюсь на высказываниях заместителя НП по науке Амирана Занилова, местных жителей и своих наблюдениях) посещаемости территорий. Повсеместно в лесных угодьях встречаются чёрные пятна от костров, кучи мусора, свежие пеньки от срубленных без санкции НП целебных баксанских сосен. Почему? Ответ простой: нет хозяина в заповедных дубравах.
    Рассказываю журналистский эксперимент. 27 декабря прошлого года я подал директору национального парка «Приэльбрусье», как мне сказали, типовой договор  на аренду инфраструктуры в районе верховьев Баксанского ущелья. Прежде чем подписать я изучил договор и нашёл там кучу несуразиц, которые переделал в соответствии с требованиями Закона и советами умных людей. И вот этот переделанный договор на 26 октября 2009 года рассматривается под увеличительным стеклом в администрации национального парка. Сверхбдительность и суперосторожность – девиз руководящих работников парка. Как бы чего не вышло! Трудно состязаться с ними в выдумке. Юрист парка заявляет мне, что только недвижимое имущество можно сдавать в аренду на 49 лет, а движимое – на срок до года. Её поддерживает один из замов директора. Пришлось доказывать им элементарные истины с Гражданским кодексом в руках. На ту же тему заместитель директора парка Малик Чочаев заявляет, что Ашинов (министр имущественных отношений КБР) сказал ему, что можно сдавать на срок 7 лет (!?). Почему именно на 7? И это не единственный случай, просто он вопиющий. Странно мне как-то видеть и слышать эту галиматью и от кого? От ответственных работников парка. Чести, совести, грамотности которых должно завидовать!
    А ведь по идее, национальный парка должен дать мне, может быть, и типовой договор, но основанный на букве Закона и приспособленный к моему конкретному участку, привязанный к существующему рельефу. Я не должен возиться с договором долгие месяцы и доказывать, что Закон он и в Приэльбрусье Закон. Мне должны содействовать в получении инфраструктуры в аренду возможно большей площади всеми способами. Не должен я бегать, как собачка от одного хозяина к другому. В настоящее время замы директора парка по его резолюции должны дать заключение о договоре, который я хочу заключить с национальным парком. Чего они намудрствуют лукаво, сказать трудно. Но об этом позже.
    Канатная дорога на вершину Эльбруса, хижина на седловине Эльбруса, курорт на севере Эльбруса, канатная дорога на перевал Чипер-Азау - Утопия! Но если сказка станет былью, забудьте о высокогорных видах спорта! Забудьте о своём здоровье! Резкий подъём на большую высоту, а для некоторых людей и на маленькую, чреват негативом для здоровья, подниматься на большие высоты нужно только с предварительно пройденной акклиматизацией.  И не нужен выбор, мол, можете идти пешком. Идите сами…
    Забудьте о дикой природе! Её не будет. Уже сейчас рекреационные возможности Приэльбрусья значительно снижены. И хоть у нас свой путь, но давайте посмотрим на Запад. Снимите розовые очки! Раскройте глаза пошире и увидите, как там берегут природные комплексы! Сколько там особо охраняемых территорий! По численности во много раз больше, чем в России.  Только в маленькой Польше ценнейшие заповедные районы охраняются в 23 национальных парках, общая площадь которых 300 000 гектаров. Восемь национальных парков внесены в список мировых заповедников биосферы ЮНЕСКО, а Беловежский национальный парк – в список мирового культурного наследия.
    Специалисты и болельщики горных видов спорта и отдыха! Не пора ли нам сесть дружно за круглый стол и крепко подумать, как увеличить рекреационный потенциал нашей жемчужины - горы Эльбрус и прилегающих ущелий с полным сохранением первичной экологии. Как оставить эту замечательную территорию такой же девственно чистой, как и раньше, для будущих поколений. Мы можем помочь Национальному парку «Приэльбрусье», но он должен стать организатором и координатором этого мероприятия, разработать предложения по составу участников круглого стола и участвовать в дальнейшей работе. Давайте пригласим на наше собрание того самого Главного Чиновника. Пусть услышит он из первых уст: что нужно нашей поилице и кормилице Природе, что нужно нам энтузиастам горных видов спорта, что нужно Приэльбрусью, чтобы развиваться дальше в нужную нам всем сторону. Может он поймёт и сделает соответствующие выводы. А пока мы сами давайте…
    Сохраним горы в первозданности и чистоте – эту прекраснейшую часть нашей жизни для потомков!

    Эдуард Ионих

     
    Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.

    Другие новости по теме:

  • Сохраним горы в чистоте
  • Эльбрус - на реставрацию
  • Волчьи ворота
  • Спасение спасающих и обучающих
  • Горы - потенциально опасные природные объекты
  • Свои, но захватчики
  • Heli-ski (хели-ски)
  • Жылы-суу (Джилысу)
  • Экстрим внедорожника
  • На лыжах с Эльбруса


  • Сайт посвящен Приэльбрусью
    Copyright © 2005-2015