В прошлом они занимали большую территорию от Аральского моря до Дона и Днепра.
До XVII в. ногайцы были кочевниками-скотоводами. Огромные стада лошадей, коров, коз, овец, двугорбых верблюдов перегонялись по степям Поволжья и Предкавказья. Скот и кормил и одевал ногайцев: мясо, молоко и молочные продукты шли в пищу, из шкур (овчин) и кожи шились одеж-да и обувь. Помет шел на топливо. Скотоводство было экстенсивное, на подножном корму — на зиму корма не заготовлялись. При обледенениях наступал голод, бескормица, падеж скота. Земледелием до XVII в. ногайцы не занимались совсем. Хлеба употребляли очень мало, выменивая его у других народов: просо у черкесов, пшеницу у русских.
Жили ногайцы в кибитках, которые во время передвижения ставились на двухколесные арбы, запряженные верблюдами или волами. Юрты, повозки, принадлежности упряжки изготовляли мужчины. Женщины пряли шерсть, делали ковры, валяли бурки и войлоки, шили одежду, шубы, шапки-папахи, обувь, сумки, мешки.
Ногайский народ имеет своеобразную, самобытную культуру. Однако условия жизни ногайцев, неблагоприятная политическая обстановка, которая часто складывалась для них в прошлом, мешали всестороннему и полному развитию этой культуры. Своей письменности у ногайцев не было вплоть до Великой Октябрьской социалистической революции. В XVIII—XIX вв. ногайцы пользовались арабской письменностью, причем писали на турецком языке. Сложность арабской графики тормозила обучение ногайцев.
Ногайцы имеют чрезвычайно богатый эпос, который, к сожалению, до сих, пор еще совершенно не изучен. Пелись эпические сказания народными певцами под аккомпанемент домбры. В них очень силён исторический элемент. Ногайские песни исполнялись речитативом. Пению песни предпосылался рассказ, в котором излагались обстоятельства ее возникновения.
Танцевали ногайцы редко, под тихие и медленные мелодии пастушьего рожка. Живя среди черкесов и абазин, кубанские ногайцы усваивали их танцы.
Любимая игра ногайцев в старину — проба силы. Мужчины собирались в круг, двое выходили на середину, брали друг друга за пояс и пытались повалить на спину.
Древние верования ногайцев — языческие. Главным божеством они считали огонь. В середине, XIII.в. ногайцы приняли мусульманство. Среди них были и сунниты и шииты.
На детей для избежания болезней надевали амулеты. Боялись числа 13. Каждый тринадцатый год у них считался несчастным.
Замуж девочки выходили в 12—14. лет. Не выходили только больные, которые не могли работать. Мальчиков женили в 15-летнем возрасте. Как правило, ногайцы, имели только одну жену. Однако богатые имели 2 и 3 жены. У 50— 60-летнего старика бывала 2-я и 3-я жена 12—14 лет, кото-рая годилась ему во внучки.
Положение женщины было тяжелое. Девушек выдавали замуж против воли. Особенно тяжела была участь женщин, не имеющих детей: бездетность считалась стыдом. Между тем у ногайцев бездетность была довольно частым явлением вследствие болезней.
Некоторые старинные обряды сохранились в свадебных торжествах. Однако теперь не существует ни калыма, ни умыкания невест. Молодые люди вступают в брак не по принуждению со стороны родителей, а по взаимной склонности. Детей воспитывает не только мать, но и отец. Исчезают унизительные для женщины обычаи (раздельный с мужчинами прием пищи и другие). Таким образом, вредные пережитки патриархально-феодальных отношений в ногайском быту в настоящее время почти совершенно изжиты. И, напротив, лучшие традиции, свойственные ногайцам, как и вообще кавказским народам, — гостеприимство, обычай взаимной помощи при постройке домов и в других случаях, получив новое социалистическое содержание, отражающее чувство коллективизма, товарищеской взаимопомощи и дружбы народов, сохраняются до сих пор.